Сергей ЛЮЛЬКА: «Привык, что уже не динамовец»

“СЭ” пообщался с чемпионом Европы-2009 среди юношей (U-19), заигравшем этой осенью на качественно ином уровне в “Черноморце”, Сергеем Люлькой.

 

Хороший пас даром не проходит

 

— Матчи с “Динамо” для вас всегда нечто особенное?

 

— Знаете, наверное, уже нет. Я в последние годы намного чаще ездил по арендам, чем находился в составе родного клуба. Так что в какой-то степени привык, что уже не динамовец.

 

— Суббота. 94-я минута: ваши мысли и эмоции до и после того, как все произошло?

 

— Честно говоря, даже не знал, сколько времени осталось до свистка, когда получил мяч на левом фланге нашей атаки. Внутренний таймер подсказывал, что конец матча очень близок: времени на то, чтобы идти в обводку или что-то придумывать не было. Нужно было побыстрее доставить мяч в штрафную, грузить его в самую гущу бегущих туда партнеров и игроков “Динамо“.

 

— Вы сразу поняли, что это был автогол?

 

— Нет. Там на пятачке была такая куча игроков, что без повтора не разберешься. Как и все наши ребята бросился праздновать забитый мяч и уже там — в этой чехарде — выяснилось, что никто из них мяча не коснулся. Радости это, правда, не поумерило. Считаю, что эту ничью с чемпионом мы выстрадали и заслужили.

 

— Футболисты в таких случаях говорят: хороший пас даром не проходит…

 

— Да-да, типа того! (Смеется.) Мол, после такого шикарного паса не забить было невозможно.

 

— Экс-партнера Хачериди после матча не утешили?

 

— Не успел. Когда раздался финальный свисток, динамовцы быстро поуходили в раздевалку, а мы остались благодарить фанатов. Только и успел, что пожать руку Олегу Гусеву. Хотя у меня сохранились неплохие отношения с некоторыми из бывших товарищей по “Динамо” — например, с Виталиком Буяльским или Сергеем Рыбалкой.

 

Подзатыльник от Леонидова

 

— Один мой коллега, одесский радиожурналист, в своем статусе в одной из социальных сетей не так давно написал: “Сообщите, в какую церковь пошли футболисты “Черноморца” после 3-го тура? Восемь матчей без поражений!..”

 

— Ну, церковь — это личное дело каждого. Кто захотел, тот пошел. Коллективных походов у нас в команде не было. Да и потом сами футболисты редко думают о каких-то там сериях. Просто выходим на каждую игру и стараемся победить.

 

— Был момент, когда вы бились не столько за очки, сколько за своего тренера?

 

— Сами понимаете, если бы мы не добывали очки, то и наставнику жизнь бы не облегчили. Так что после трех стартовых поражений бились и за очки, и за тренера.

 

— Относительно недавно вы сказали, что быстро поняли и приняли требования тренерского штаба “Черноморца“…

 

— Да, но я не могу сказать, что от меня, как от крайнего защитника, в Одессе требовали чего-то сверхъестественного. В современном футболе эти требования практически везде одинаковые.

 

— С кем чаще всего вам приходится делить левую бровку?

 

— С кем только не приходилось (улыбается). Кабаев, Коркишко, Татарков… Партнеры нередко меняются.

 

— Лучше всего, думается, вы сыграны с Дмитрием Коркишко?

 

— Лучше всех знаком. В школе “Динамо” я начинал в семь лет — у Александра Леонидова и Леонида Островского: царствие им небесное. А через год, когда в наш набор приняли Коркишко, нами уже занимался Сергей Величко. Так и играли вместе, пока судьба не развела и снова не свела в “Черноморце”. Мы, кстати, далеко не единственные из того набора 1990 года рождения, кто остался на плаву: еще Кирилл Петров, Андрей Богданов… Женя Макаренко тоже с нами начинал, но потом его перевели на год младше, он ведь в 91-м родился.

 

— Начинать свой путь в футболе рядом со знаменитым защитником сборной СССР Леонидом Альфонсовичем Островским — это мощный старт.

 

— Об Островском, честно говоря, помню мало: он больше помогал Леонидову. А вот Александр Васильевич — это, конечно, целый том воспоминаний. Строгий был дядя, как-никак войну прошел: свистком от него прилетало всем часто.

 

— В смысле? Бросался?

 

— Нет, просто давал им по башке — для дисциплины. Я под свисток, правда, попадал редко, но первый подзатыльник ухватил еще раньше, чем с ним познакомился.

 

— За что это?

 

— Приехал записываться в школу и держал руки в карманах. Александр Васильевич мимо таких вещей не проходил. Выписал разочек хорошенько, чтобы в следующий раз вел себя уважительнее. Воспитывал жестко, но и детским тренером был от Бога. Недаром самого Олега Блохина воспитал. Ну и нас с Коркишко (смеется).

 

Как остановить Ярмоленко?

 

— В субботу вам с Дмитрием пришлось противодействовать, может быть, лучшему игроку чемпионата — Андрею Ярмоленко. И знаете, большинство экспертов, с которыми я разговаривал, считают, что вы справились.

 

— Играть против Ярмоленко тяжело всем. Футболист он очень хороший и по делу считается лидером “Динамо“. Полностью закрыть Андрея, наверное, невозможно. Минимизировать угрозу — более реально. Как действовал я? Старался все время находиться поближе, чтобы не давать время на то, чтобы обработать мяч и поднять голову. Вынуждал играть либо назад, либо поперек. Поначалу, в принципе, получалось, а вот ближе к концовке стало тяжело: уж слишком много сил отдали.

 

— Какое самое сильное качество Ярмоленко?

 

— Наверное, его разноплановость. Он ведь может и во фланг уйти с передачей, и в центр сместиться с ударом. И, как правило, не угадаешь. Поэтому большинство команд, играющих против него, всегда страхуются: дают установку левому центральному защитнику помогать левому латералю. Так что Андрею сейчас приходится намного тяжелее, чем раньше. Все поняли, что оставлять его один в один с защитником, почти самоубийство. Ярмоленко очень техничный и быстрый игрок, который при своем отнюдь не маленьком росте (по данным УПЛ, он составляет 189 см. — авт.) отлично обращается с мячом и очень здорово бежит.

 

— Ну а кто самый неудобный из правых хавов, против которых вы когда-либо играли?

 

— Скорее всего, бывший игрок “ШахтераДуглас Коста. Он даже не столько быстрый, сколько невероятно резкий. Как взорвется на ровном месте, так просто не успеваешь за его ногами. В общем, недаром “Бавария” оценила его в тридцать миллионов.

 

Аллергия на синтетику

 

— Вам нравится футбол сегодняшнего “Черноморца“?

 

— Довольно интересная игра. В чешском “Словане” в мой первый приезд играли в очень похожем стиле — низкая оборона, молниеносные вылеты в атаку. Мне такой футбол импонирует.

 

— С какой европейской командой можно было бы сравнить ваш нынешний клуб?

 

— Что-то типа мадридского “Атлетико“. Не по уровню, конечно, но философия чем-то похожа.

 

— Ждете возвращения травмированного Калитвинцева?

 

— Влад — важная фигура для нас. Честно говоря, поначалу казалось, что без него будет тяжело, но видите — как-то справляется. Ну а когда вернется…

 

— В “Динамо” вы в общей сложности пробыли полжизни. А реальный шанс закрепиться в основе был?

 

— Разве что при Олеге Блохине. Он меня и на сборы взял с основой, и на несколько матчей еврокубков, хотя заявлен я на них не был. Должен был оставаться на полноценный сезон, но вмешался случай. Многих игроков первой команды вызвали в сборную, и меня выпустили на товарищеский матч против “Динамо-2” в манеже. Мы тогда только-только с каких-то сборов вернулись, а тут — искусственное покрытие. Пяти минут мне хватило. Диагноз: разрыв связок голеностопа. На синтетику с тех пор у меня аллергия.

 

— Зато в “Говерле” вы провели ни много ни мало 60 матчей! И даже удостоились авансов от Вячеслава Грозного, который пророчил вам новое возвращение в “Динамо“.

 

— С Грозным мы проработали почти три сезона. Но кому возвращаться в Киев решал не я, и не он. Ему моя игра нравилась, тренерам “Динамо” — видимо, не до такой степени.

 

— Лично вам Вячеслав Викторович запомнился больше как тактик, или как мотиватор?

 

— Мотивировать Грозный умеет, но из реальных рычагов в “Говерле” у него были разве что выходные. Ничем другим нас там премировать не могли. Так что отдыхали иногда неделями. Что же касается тактики, то здесь Викторович, конечно, человек подкованный. В мой первый приход в “Говерле“, вообще, подобрался очень приличный составчик. Так тренер на каждый матч разную схему выбирал — в зависимости от соперника. В общем, работать было очень интересно.

 

Ну и эмоциональный он просто безумно. Иногда просто любопытно понаблюдать со стороны. Бывало, после плохих игр Викторович нам устраивал разносы почти как у Виталия Кварцяного…

 

Путешествие к белым тиграм

 

— Матчей в высшей лиге вы провели немало, а вот голов пока не было…

 

— Почему же не было? В свои ворота забивал два раза. (Смеется). За “Говерлу” — против запорожского “Металлурга” и “Ворсклы“. И при этом, мы оба раза проиграли. Так что чувства Хачериди я понимаю лучше остальных. Еще один автогол, кстати, я организовал в чешском “Словане“. Ох, пора уже и в чужие что-нибудь забить.

 

— Ну, один гол у вас все же случился.

 

— За “Динамо-2” что ли? Огорчил когда-то “Буковину“. Подключился к атаке, сместился в центр и с левой ноги попал в дальний угол. 3:0 мы тогда выиграли… А вот в “Черноморце” явных моментов не припомню. То есть, в матче с тем же “Днепром” теоретически можно было что-то придумать, но бить с острого угла я не решился: уж лучше кому-то из партнеров передачу отдать.

 

— Правда ли, что в свое время вы могли оказаться в “Карпатах“, но перехватил “Слован“?

 

— Мог. И после “Слована” тоже едва во Львов не уехал. Оба раза приглашал генеральный директор “КарпатИгорь Дедышин, но после его ухода из клуба эта тема сошла на нет. В первый раз все может и срослось бы, но я уже приехал в Чехию.

 

— В Либерце, насколько я помню, главная достопримечательность — местный зоопарк и хоккейный клуб.

 

— При этом, они взаимосвязаны. В зоопарке очень ценятся белые тигры: их там реально много. И именно в их честь названа хоккейная команда. На хоккей мы, кстати, с Артемом Бутениным и Женей Морозенко ходили регулярно. Сначала билеты выделял клуб, затем покупали сами. Играют там на супер-уровне. “Белые тигры” в период нашего пребывания в Либерце даже локальный рекорд установили — по количеству очков в чемпионате Чехии.

 

— Где сейчас Бутенин и Морозенко?

 

— Женя, кажется, в Грузии, а вот про Артема давно ничего не слышал.

 

— Читал, что по Либерцу вы рассекали втроем на одном автомобиле.

 

— Клуб выдал нам Skoda Octavia. Делили по справедливости, без драк — кому больше нужно, тот и брал. Перед тренировкой тот, кто был за рулем, обычно подбирал двух остальных. Либерец — город небольшой. Чем-то сравним с нашим Ужгородом.

 

— В Одессе на маршрутках не ездите?

 

— Перегнал свой Hyundai Santa Fe. Автомобиль — большой, высокий. На нем и по трассе зимой удобно ездить.

 

— Слышал, что в Чехии среди футболистов очень популярны такие несколько экзотические для нас виды спорта как сквош и флорбол…

 

— Увы, да. У нас там такая система была: по окончанию сезона никто никуда не разъезжается, а в течение двух недель работает с пониженной нагрузкой. Вывозили команду в какой-то спортивно-развлекательный комплекс. Вот там всего этого добра хватало. Сквош, вообще, бестолковая игра: лупишь шарик в стену, а он еле отлетает. Приехал как-то, разок попробовал и говорю: так, играйте лучше сами — я посижу, посмотрю.

 

Календарик с автографом Шевченко

 

— В “Черноморце” коллективные мероприятия посещаете?

 

— Коллектив у нас дружный, но сказать, чтобы мы организовывали совместный досуг, наверное, нельзя. А у нас теперь еще и маленький ребенок появился, так что для коллектива я сейчас человек не очень зажигательный. Все чаще стараюсь побыть дома, с семьей.

 

— Любимые места в Одессе уже появились?

 

— Живу недалеко от Аркадии, так что чаще всего гуляю в Парке Победы. Там красиво — деревья зеленые, озеро. Вот и гуляем с женой и коляской.

 

— Ваши родители в Киеве до сих пор живут на Троещине?

 

— И они, и я. Наши квартиры в 15 минутах ходьбы. Ничего не поменялось.

 

— Троещина — район со славным криминальным шлейфом.

 

— Мне так не кажется. Я там всю жизнь прожил. Никаких бандитов не встречал, ни в одну историю не влип.

 

— Ваш отец раньше работал железнодорожником, а мама — в ЖЭКе. Все так и осталось?

 

— Да. Возможно, я и мог бы им чем-то помочь, но они не хотят бросать работу. Они у меня люди относительно молодые, вот и стараются сами себя обеспечить.

 

— Вы поиграли в юношеских и молодежной сборной, были чемпионом Европы-2009…

 

— Да, но на том турнире я, увы, сыграл всего 15 минут. В первой же игре против Словении повредил мениск и сразу лег на операцию… А почему вы об этом вспомнили?

 

— Намекаю на перспективу засветиться и в главной команде страны.

 

— Амбиции на этот счет у меня, конечно, есть. В сборной хочется играть каждому. Что ж, все будет зависеть только от меня. Если буду показывать хороший футбол в “Черноморце”, да и сам клуб продолжить добиваться результата — может, и обратят на меня внимание.

 

— С Андреем Шевченко ранее не пересекались?

 

— Пересекался. Мы, будучи пацанами, когда-то первой команде мячики подавали. Я осмелился, подошел и взял у Андрея Николаевича автограф для сестры. Она у меня на три года старше, футбол очень любит, все мои матчи смотрит, а раньше была фанаткой Шевченко. Календарик с его росписью, пусть чуть затертый, но до сих пор хранится дома — у родителей.

Источник: «СЭ в Украине»

Новости партнеров

Комментарии: