Что увидел Луческу, или дом, который построил Паулу

Что увидел Луческу, или дом, который построил ПаулуПрошлым летом Мирча Луческу, давая большое интервью одному из российских СМИ, рассуждал, в основном, о своей работе в “Зените“, но по ходу дела зацепил и тему “Шахтера“, заявив, что команда Паулу Фонсеки играет так же, как “горняки” действовали при румыне, и ничего нового португалец в футбол “оранжево-черных” не привнес. Совсем недавно к шефу присоединился и Карло Николини, трудившийся вместе с Луческу в Донецке, а ныне помогающему ему тренировать сборную Турции. Итальянский специалист накануне первой встречи “Шахтера” с “Ромой” сказал, что нынешний донбасский коллектив – это фактически команда Мирчи Михайловича, разве что чуть лучше сыгранная и обретшая дополнительный опыт.

Румынский мэтр приехал в Харьков (где не так давно проигрывал с турками, кстати), дабы вживую лицезреть Что увидел Луческу, или дом, который построил Паулупротивостояние его бывших подопечных и “волков”. Любопытно, что же увидел Луческу из ВИП-ложи? Тот футбол, который он ставил “горнякам”? Или все-таки нет?

У меня нет возможности задать этот вопрос непосредственно Мирче, зато я могу высказать свое собственное мнение о полутора годах работы Паулу Фонсеки во главе одного из флагманов украинского футбола. Полагаю, что сейчас, накануне визита “Шахтера” в Рим, а также с учетом того, что по завершении текущего сезона пиренейский тренер вполне может покинуть нашу страну, самое время порассуждать о том, что же сделал Фонсека.

Для началo следует отметить, что на старте своей работы 44-летний португалец действительно был вынужден в определенной степени вернуться к лекалам предшественника. Луческу в последние годы использовал в качестве основной схемы для “оранжево-черных” 4-3-3, новый же наставник “Шахтера” решил перейти к 4-4-2. Заодно и в центре защиты сделал ставку на пару Кривцов-Ордец, отправив на скамейку Ракицкого с Кучером, до того бывших стопроцентно основными. Завершилось все это полным провалом в Берне и вылетом от “Янг Бойз” из третьего квалификационного раунда Лиги Чемпионов. Фонсека (и тут мы отдаем ему должное за умение быстро извлекать уроки из случившегося и признавать, пусть и косвенно, свои ошибки) сообразил, что пошел не в ту степь, и вернулся к расстановке 4-3-3 (которую, в принципе, правильнее обозначить, как 4-2-3-1 с одним ярко Что увидел Луческу, или дом, который построил Паулувыраженным форвардом), а заодно поднял с банки посаженного было туда Коваленко, вновь отдав ему на откуп позицию “под”.

Однако схема, как известно – это еще далеко не все. Она является лишь частью тактического плана команды, который включает в себя множество других деталей и тонкостей. А в них Мирча Луческу и Паулу Фонсека придерживаются очень разных взглядов, что отлично видно по футболу, демонстрируемому практически одной и той же командой под руководством этих двух специалистов.

Румынский мэтр всегда делал ставку на контроль мяча (в том самом большом интервью, которое я уже упоминал в начале статьи, он прямо заявил: “Если ты хочешь побеждать в Европе, нужно уметь доминировать!”), что выражалось в стремлении держать “круглого” у себя в ногах и строить свои атаки через мелкий и средний пас. “Шахтер” имени Луческу постоянно комбинировал, стараясь реализовать скоростные качества нападающих (поэтому основным у Мирчи Михайловича, когда была возможность, являлся быстроногий Луис Адриано) и технические навыки креативных футболистов, имевшихся в распоряжении предыдущего тренера “оранжево-черных”. При этом на нападающего обычно возлагалась исключительно роль наконечника, и только ситуативно он мог примерить “костюм” подыгрывающего. Без мяча же те “горняки” действовали достаточно просто: откатывались немного назад и старались остановить наступательные акции соперника, а также поймать его на контратаке, если противник шел вперед большими силами.

Фонсека изначально принялся ставить “Шахтеру” совершенно другой футбол, значительно более глубокий по своей тактической составляющей. В особенности это касается игры без мяча, коей Паулу явно уделяет намного больше внимания, нежели Луческу, однако и во время контроля донецкая дружина теперь действует иначе. Я бы не писал об этом так подробно, если бы идеи молодого португальца не работали или если бы команда их откровенно не принимала. Но в том-то и дело, что они приносят результат, а подопечные Фонсеки достаточно быстро разобрались с тем, чего от них хочет тренер, и воплощают его задумки на поле. Особенно ярко они проявляются в матчах Лиги Чемпионов, и, в частности, просто прекрасной иллюстрацией того, что собой представляет новый “Шахтер“, стал второй тайм поединка против “Ромы”.Что увидел Луческу, или дом, который построил Паулу

Для начала давайте поговорим о том, как сеу Паулу учит действовать донбасских футболистов, когда мяч пребывает под их контролем.

Как и предыдущий наставник многократного чемпиона Украины, Фонсека стремится к тому, чтобы его ребята владели территориальной инициативой (они пытались, и подчас весьма успешно, делать это даже в гостевой встрече с “Манчестер Сити“, хотя отобрать “орудие труда” у “горожан” нынче архисложно), но проявляется сие иначе. “Шахтер” стал гораздо меньше разыгрывать мяч короткими передачи. Нынешняя ставка сделана на высочайшую активность латералей (в отсутствие Срны это касается, прежде всего, Исмаили) с перегрузкой фланга. Что это значит? Происходит следующее. Если донетчане атакуют, к примеру, левым краем, Бернард уходит ближе к центру, открывая путь для своего соотечественника. Исмаили стягивает на себя, как минимум, двух оппонентов, еще один вынужден закрывать Бернарда, и таким образом образуется свободное пространство на противоположных фланге и полуфланге. Туда устремляются Марлос, Тайсон и Ко, а Исмаили или Бернард либо переводят мяч диагональю, либо быстро доставляют его в освободившуюся зону двумя низовыми пасами.

Кроме того, опорники “Шахтера” (главная фигура тут – Фред) заставляют соперников выдергиваться на себя в прессинге, что, в свою очередь, дает больше свободы атакующим хавам и нападающему. Феррейра же занят не только штамповкой голов. Аргентинец уводит контролирующего его защитника из центра штрафной площадки Что увидел Луческу, или дом, который построил Паулу(причем он может утянуть опекуна даже за пределы “карного майданчика” и в итоге принять участие в комбинации в качестве подыгрывающего), дабы туда мог ворваться кто-то из полузащитников (обычно эта роль достается Марлосу, Тайсону или Бернарду, кроме того, резкими смещениями в зону левого инсайда любит побаловать себя все тот же Исмаили).

Еще одна важная деталь. Я не знаю, знаком ли Фонсека с так называемой “продвинутой статистикой”, которая активно используется в последнее время для определения эффективности действий того или иного футболиста, однако очевидно, что некоторых принципов, выведенных из этих цифровых данных, пиренеец точно придерживается (вполне возможно, что он пришел к ним самостоятельно или даже интуитивно). В частности, не так давно было введено понятие “danger zone”. Это участок поля, удары с которого по статистике достаточно регулярно достигают цели. Как показали исследования, если команда просто лупит издалека при первой же возможности, в основной массе случаев это ничего ей не дает (Юрий Калитвинцев минувшей осенью, когда он работал с московским “Динамо“, говорил о том, что сам попросил форварда Панченко, у которого хорошо поставлена “пушка”, бить, как только есть возможность. “Количество переходит в качество” – так объяснил свое решение Юрий Николаевич. Увы, украинский специалист, похоже, не знает, что на данный случай это правило не распространяется). Так вот. “Шахтер” явственно стремится доводить дело до выхода своих футболистов на позиции в “danger zone”, а уже оттуда они пробивают по воротам. Даже Марлос и Фред с отличными ударами редко стреляют лишь бы пальнуть. Нет, партнеры готовят для них возможность (иногда оба бразильца достигают нужной точки за счет дриблинга), и только затем следует выстрел. Разумеется, так бывает не всегда, и одновременно с тем подобные действия не дают гарантии результата в конкретном матче (во-первых, соперник может помешать, во-вторых, если уж Фортуна отвернется, так и в упор будешь бить мимо или по каркасу ворот), но тенденция прослеживается, и “горняки” извлекают из этого пользу.

Кроме того, Фонсека явственно уделяет серьезное внимание билд-апу. Он строится вокруг фигуры Фреда – на мой взгляд, важнейшего футболиста сегодняшнего “Шахтера“. Именно бразилец отвечает за продвижение мяча вперед из центральной зоны, именно через него идет большинство атак донецкой команды, именно он регулирует ритм игры “оранжево-черных” и задает направление их наступательных акций. У Луческу схожую роль выполнял Фернандиньо, а ныне он успешно занимается теми же вещами под руководством Гвардиолы (тут надо заметить, что футбольная философия Фонсеки имеет много общего с идеями Пепа, и каталонец осенью до и после схваток с донбасским Что увидел Луческу, или дом, который построил Паулуклубом в групповом турнире ЛЧ не скрывал своей симпатии к игре, которую демонстрирует “Шахтер“)… да, так вот, а то так много написал в скобках, что вы и мысль могли потерять :)… Ферна действительно получал от Мирчи Михайловича задания подобного типа, однако его функционал был хуже, чем сейчас у Фреда, поскольку сам билд-ап тех “горняков” был построен иначе и не требовал от нынешнего манкунианца столь высокой вовлеченности в процесс формирования атак своей команды.

Как вы уже заметили, отличий в наступательной фазе от “Шахтера” имени Луческу у “горняков” под началом Фонсеки предостаточно (хотя разумеется, донетчане используют и часть старых приемов, например, фланговые навесы или диагонали от центрбеков). Но совсем уж другими “оранжево-черные” становятся, когда мяч переходит к сопернику. Здесь нет практически ничего общего с тактикой румынского мэтра.

Сеу Паулу научил донецких футболистов абсолютно новой для них игре в прессинге. Теперь “Шахтер” во встречах, где он играет с полной выкладкой и не полагается на слабости “Черноморца” или “Зирки” (не хочу задеть поклонников этих замечательных команд, просто констатирую факт), поджимает противника, владеющего “сферой”, очень высоко. При этом чемпионы Украины стараются совмещать агрессивный прессинг с компактностью. Это достигается за счет того, что Феррейра, атакующие хавы и опорники не выдергиваются на своих оппонентов (если так делать, сие неизбежно откроет щели в центральной зоне), а просто давят на них. И последите внимательно за тем, как “горняки” выстраиваются во время прессинга. Пока один или двое футболистов накрывают соперника, в ногах которого Что увидел Луческу, или дом, который построил Паулунаходится мяч, оттесняя его поближе к боковой линии, другие игроки “Шахтера” стремятся перекрыть все возможные направления передач. Такое давление не только провоцирует команду противника на ошибки и потери в непосредственной близости от собственного “карного майданчика”, но и мешает построению атак, уменьшает их вариантивность, а, значит, упрощает работу горняцкой обороне.

Важно отметить, что против коллектива, исповедующего те тактические принципы, о которых я написал выше, очень трудно играть клубу любого класса (о чем открыто говорил тот же Гвардиола, чей “Сити” в нынешнем сезоне демонстрирует поистине космический и очень умный футбол, однако при удачном для нас стечении обстоятельств “Шахтер” на “Этихаде” мог рассчитывать на нечто гораздо большее, нежели поражение 0:2). Конечно, это работает только в том случае, если команда очень четко следует избранному плану, мгновенно переходит из фазы атаки к защитным действиям и наоборот. Такая философия футбола требует определенного уровня интеллекта от исполнителей, высокой физической готовности и отлаженности взаимодействия до автоматизма. Если хотя бы один из этих пунктов не соблюдается, с подобной игрой очень легко поймать полную авоську голов, производя жалкое впечатление. Ну и, конечно, нужны футболисты соответствующего класса. Достаточно посмотреть, как тактику такого рода испанский специалист Пако Хемеса пытался ставить “Райо Вальекано“, обладающему скромнейшими ресурсами по меркам тамошней Ла Лиги.  Хемеса все хвалили за яркий футбол и смелость, вот только в дерби с “Реалом” его подопечные получили страшные 2:10 и в итоге вылетели из Примеры… У Фонсеки под рукой есть ребята, способные эффективно воплощать его идеи.

И это я еще не сказал об индивидуальном прогрессе некоторых футболистов. Именно при Паулу по-настоящему заиграл Бернард, с которым Луческу откровенно мучился. Ныне талантливейший бразилец пользуется немалым спросом на трансферном рынке, потому что его функционал серьезно расширился, он научился здорово взаимодействовать с левым защитником (Исмаили) и ставить в тупик оборону соперника своими включениями в полуфланг. Фред дорос до игрока высочайшего класса (недаром “Манчестер СитиЧто увидел Луческу, или дом, который построил Паулуочень серьезно настроен забрать его к себе – Гвардиола таких исполнителей ценит на вес золота), в разы повысилась эффективность Феррейры, коего Фонсека просто стал использовать именно так, как и нужно, учитывая, прямо скажем, не самую высокую одаренность аргентинского страйкера.

Да, я понимаю, что статья получилась очень комплементарной по отношению к нынешнему наставнику “Шахтера“. Но так вышло, потому что я хотел показать вещь, которая лично мне кажется очевидной: все разговоры о том, что Фонсека едет на бензине, залитом еще Луческу, не имеют ничего общего с реальностью. Молодой португальский специалист построил совсем другую команду, более тактически обученную, чем коллектив, выпестованный домнулом Мирчей, и то, что под началом Паулу играют почти те же люди, не имеет никакого значение. Игроки те же – ИГРА иная. И она приносит успех. Как на внутренней арене, так и в еврокубках. Именно те идеи, о которых я писал выше, позволили “Шахтеру” переломить ход встречи с “Ромой” и добиться результата, оставляющего хорошие шансы на повторение высшего достижения “оранжево-черных” в Лиге Чемпионов – выхода в четвертьфинал.

Разумеется, Фонсека – не гений и не идеальный тренер. И даже еще далеко не топовый. Он допускает немало ошибок, подчас, похоже, чисто из упрямства избегает ротации там, где она нужна, теряет контроль над ситуацией (ярчайший пример – поединок в Неаполе, где донетчане прекрасно провели первый тайм, но во втором после гола Инсинье и Что увидел Луческу, или дом, который построил Паулурезкого ускорения со стороны “Наполи” были попросту разбиты, а их наставник понятия не имел, что делать). Ему еще учиться и учиться. Да и имеющийся набор футболистов, разумеется, не всегда способен достичь результата по алгоритму, продуманному пиренейцем. Еще одной его проблемой можно назвать отсутствие внятного плана Б: “Шахтер” под руководством сеу Паулу крайне редко переходит к совершенно иной тактике, если изначальная категорически не работает. Кстати, вам это никого не напоминает?

Так что я вовсе не собирался рисовать из Фонсеки феномена. Как и не было у меня в мыслях принижать роль Луческу в истории главного клуба Донбасса. Мирча сделал для “Шахтера” невероятно много, он добыл главный трофей “горняков”, на сегодня его без всяких сомнений можно именовать лучшим тренером “оранжево-черных” всех времен, а разговоры о том, что побеждал румын только или в основном за счет денег Рината Ахметова, я считаю полной ерундой. Потому данный материал был посвящен совсем другому вопросу, что вы, уважаемые читатели, надеюсь, поняли.

Ну а если вы с чем-то не согласны или хотите дополнить автора – милости просим в комментарии 🙂

Источник: ПРО ФУТБОЛ

Новости партнеров

Комментарии: