Геннадий ЗУБОВ: “Отступать некуда, позади – Донецк!”

Один из сильнейших футболистов “Шахтера” и сборной Украины конца 90-х-начала 2000-х годов – о прошлых и нынешних проблемах родного клуба, специфике украинского футбола, о любви и нелюбви к тренерам.

– После такой команды, как “Шахтер”, я попросту не смог найти себя в другом клубе, – начал разговор Геннадий. – Во всех последующих моих командах в основном ставилась цель – выжить в высшей лиге, да не пропустить от сильной команды более трех мячей. Для меня, игрока повидавшего много на своем веку, это было невыносимо. Взаимоотношения с партнерами на футбольном поле было найти очень трудно. В футбол в Украине играют три-четыре команды, в остальных – беготня и Сталинград сзади.

– Получается, не вы едины. Так уж сложилось, что в нашей стране футболисты заканчивают игровую карьеру очень рано. Футболистов старше 33-х лет в командах премьер-лиги найти очень трудно…
– А у нас ведь тренерский штаб не доверяет опытным футболистам, их просто списывают. Посмотрите на “Рубин”, ставший чемпионом России. Там погоду делают возрастные футболисты, которым 32, 33 и 34, как Реброву.

– Почему так происходит? В Европе так и вовсе полно ведущих исполнителей, чей возраст 35 и более…
– Вы знаете, что характерно? То, что подготовка у нас не хуже, чем у европейцев, просто у них воспитывают футболистов по-другому. У наших же игроков ветер в голове, одни легкоатлеты, которые бегают без толку.

– Форвард “Черноморца” Александр Косырин, отвечая мне на этот же вопрос, утверждал, что вся причина в тренерах, с которыми можно и в 28 повесить бутсы на гвоздь…
– Это действительно так. Взгляните на Мальдини, которому уже 40, а он продлил контракт с “Миланом” еще на год. В “Ювентусе” Недвед, Дель Пьеро играют роль первых скрипок, а им ведь тоже около 35. Но повторюсь, относительно меня ситуация иная. Я закончил рано, не видя смысла играть на уровне команд ниже “Шахтера”.

– В то же время и молодых ребят в нашем футболе на пальцах одной руки можно пересчитать. Выходит, что век футболиста в украинском футболе совсем уж краток…
– Это минус нашей стране. Мы не можем раз в пять лет воспитать трех-четырех сильных игроков для национальной команды. От этого сейчас страдает наша сборная.

– Как, по-вашему, необходимо решать эту проблему?
– Все время совершенствоваться, развиваться. Учиться, учиться и еще раз учиться. Необходимо больше доверять, как молодым ребятам, так и возрастным футболистам.

– Основная часть вашей карьеры прошла в “Шахтере”. Вы довольны тем, как она сложилась?
– На все сто. Все-таки десять лет отдавал душу и сердце Донецку, и ни капельки ни о чем не жалею.

– Могли бы себя представить на другом поприще, кроме футбола?
– Я никогда не задумывался об этом. Так сложилась судьба.

– В футболке “Шахтера” вы выходили на поле с 1994-го по 2004-й год. Насколько за это время изменилась команда?
– Стало больше легионеров. Плохо это или хорошо – не мне судить. В 2002 году мы впервые выиграли чемпионат Украины, вот с тех пор и началось восхождение горняков, ведь до этого “Шахтер” завоевывал только Кубок.

– Считаете, “Шахтер” образца 2008 года сильнее той донецкой команды, которая брала первые золотые медали?
– Не сильнее. Статистика красноречиво об этом свидетельствует. Да и на международной арене результаты нынешней команды не отличаются от тех, что были раньше.

– Почему, на ваш взгляд, уже четыре сезона кряду команда Луческу не может преодолеть групповой этап Лиги чемпионов?
– Провокационный вопрос. Поймите правильно, мы ведь тоже долго не могли выиграть чемпионство. Всему свое время. Необходимо преодолеть этот роковой барьер. Если Луческу не получилось этого сделать, придет другой тренер – у него обязательно получится.

– В сезоне 2000/01 вы успели попробовать на вкус, что такое Лига чемпионов. Даже забили два мяча в ворота “Спарты” (дома и на выезде). Какая из шести игр той Лиги больше всего вам запомнилась?
– В Лондоне на “Хайбери” была сумасшедшая атмосфера. Чисто футбольный стадион, болельщики находятся за шаг от происходящего, неимоверная акустика. Психологически это очень давит. Конечно, и голы в ворота “Спарты” для меня памятные, и матчи с “Лацио” также незабываемые. Отметил бы все шесть игр.

– К сожалению, в последующие три сезона горняки постоянно вылетали в квалификации Лиги, уступая поочередно дортмундской “Боруссии”, “Брюгге” и “Локомотиву”. Чего не хватало “Шахтеру”?
– Мы играли с сильными командами. Например, “Брюгге” мы проиграли лишь в серии пенальти, хотя считаю, что “Шахтер” больше заслуживал выхода в Лигу. В домашней игре надо было побеждать, а мы умудрились сыграть вничью. “Боруссия” откровенно оказалась сильнее нас. С “Локомотивом” помешало стечение обстоятельств. Выиграв дома 1:0, мы благодаря мячу Левандовского в Москве могли склонить чашу весов на свою сторону, но, увы, пропустили в конце игры гол от Игнашевича с пенальти.

– В те времена костяк команды еще составляли украинцы, чего не скажешь о сегодняшнем “Шахтере”. Скажите, нынешние легионеры посильнее тех, которые появлялись в Донецке первыми?
– Мне очень импонирует игра Жадсона. Нравится и Фернандинью с Илсинью, и, конечно, Срна. Считаю, они все-таки немного сильнее тех иностранцев, которые играли со мной.

– Вам не кажется, что многие из нынешних легионеров горняцкого клуба переросли уровень нашего чемпионата и выкладываются на сто процентов лишь в еврокубках, а во внутреннем первенстве недорабатывают?
– Наверное, такова психология футбола. И может быть, по этой причине “Шахтеру” не удается преодолеть групповой этап Лиги чемпионов.

– Рядом с вами играли Н’Диайе, Окоронкво, Агахова, Брандао. Какой тогда была атмосфера в клубе? Не было дележки на своих и чужих?
– У нас не было никаких кланов. Был дружный коллектив, было много шуток. Футболисты беседовали на разные темы, украинцы легко общий язык с легионерами. Весельчаком был покойный Н’Диайе. Да и Агахова, когда через полтора-два года заговорил на русском, также умел поддержать разговор.

– Вы с кем-то из легионеров дружили?
– Поддерживали отношения. Друзей ведь очень мало, есть товарищи.

– Многие африканцы – чудные ребята. Рассказывали, что спартаковец Кебе шаманил, проводил разные ритуалы и на базе спал на полу. Из донецких африканцев никто не был замечен в “черных” делах?
– (
Смеется). По крайней мере, я ничего подобного не видел.

– На днях состоится украинское “классико”. Как считаете, у кого больше шансов победить?
– Не только я считаю, но и турнирная таблица свидетельствует – “Динамо” имеет задел перед “Шахтером” в 15 очков. Впрочем, “горняки” в этой игре будут стараться показать свою истинную силу. Отступать некуда, позади Москва. Вернее, Донецк (смеется).

– Каков матч с киевлянами вам запомнился больше других?
– Первая победа в Киеве. Это случилось 7 апреля 2001 года. НСК “Олимпийский”, 70000 зрителей и мы благодаря голам Агаховы и Н’Диайе побеждаем 2:1. Второй – когда выиграли в Киеве в финале Кубка – 3:2 (сезон 2001/02 – авт.).

– Вы поработали под началом многих уважаемых тренеров (Бышовец, Прокопенко, Скала, Шустер). Кто из них, по-вашему, специалист №1?
– Еще с Яремченко и Рудаковым. Все они были достойными, кроме Бышовца.

– Почему?
– Он начал перекраивать состав, делать “чистку” из ребят, которые завоевывали Кубок, добывали серебро в чемпионате. Многие донецкие футболисты потом также рассказывали, что с Бышовцем атмосфера в коллективе была не та. Новая метла метет по-новому, но метла Бышовца лишь заметала.

– И учил он уму разуму футболистов, заставляя по два часа между тренировками учить английский. Чем он это объяснял?
– Говорил, что футболисты должны быть образованными людьми. Он вообще частенько удивлял. Помню, бежим кросс, а он на велосипеде возле нас едет. Обидно. Он вообще по базе частенько перемещался на велосипеде.

– У кого-то еще из тренеров были своеобразные нефутбольные привычки?
– Покойный Прокопенко любил шутить. Шустер был замкнутым. Скала очень хороший мужик. Как-то пригласил всю команду к себе в Верону и угощал своим фирменным спагетти.

– И как на вкус?
– О, отличные! Я таких никогда не ел.

– Ваш рост составляет 162 см. Считаете, это был ваш козырь или недостаток?
– Не мне судить. Я думаю, он мне никогда не мешал. Правда, на втором этаже мне бороться было сложно. Тем не менее, семь мячей головой за “Шахтер” я забил.

– Сейчас вы работаете в донецком клубе тренером юношей, не старше 15 лет. Рассчитываете однажды возглавить основную команду?
– Пока рановато об этом говорить. Сейчас стоит задача учиться, набираться опыта. Со временем все может быть, к этому все начинающие тренеры стремятся.

– А верите в то, что однажды “Шахтер” станет суперклубом?
– Почему нет? У нас прекрасный президент, который любит футбол и все делает ради того, чтобы “Шахтер” рос в профессиональном плане. Имеются прекрасные футболисты, хорошие специалисты работают в клубе. Совместными усилиями будем подымать “Шахтер”.

 

Источник: СпортГлавред

Новости партнеров

Комментарии: