Григорий СУРКИС: «Место в рамке – это мое давнишнее амплуа»


Григорий СуркисОн ушел из большой политики и полностью посвятил себя служению футболу, заботами которого Григорий Суркис живет, похоже, круглосуточно. Глава отечественной федерации, член исполкома УЕФА, член комитета национальных ассоциаций ФИФА, вице-президент Национального олимпийского комитета Украины – вот далеко не полный перечень должностей сегодняшнего юбиляра.

А в душе, несмотря на все заслуги и титулы, он, как и в юности, простой болельщик. Надо было видеть, как во время недавнего матча в Загребе расстраивался Григорий Михайлович, когда хорваты поражали ворота нашей сборной, и как искренне радовался, когда мяч влетал в противоположную “рамку”…

Встретиться с главой украинского футбола накануне его юбилея не удалось по одной простой причине – он проводил короткий отпуск за рубежом. Но на телефонный разговор Григорий Суркис время все же выкроил.

“Большую часть своего короткого отпуска я потратил… на перелеты”

– Григорий Михайлович, решили набраться сил перед значимыми для отечественного футбола событиями? На носу ответственейшие матчи нашей сборной, экзамен украинских клубов в еврокубках и вердикт УЕФА по городам Евро-2012. Если не секрет, где и с кем проводите отпуск? Чему посвящаете досуг?

– После такой преамбулы у меня язык не поворачивается назвать эти пару недель, проведенных с семьей за границей, отпуском… Учитывая, что большую часть времени я фактически потратил на перелеты, одновременно выполняя свои обязанности и главы семейства, и члена исполкома УЕФА. Поэтому никакого гламура – сплошная проза жизни, в которой давно уже нет места для подзабытого ощущения беззаботного досуга. Спасибо родным за терпеливое понимание и отсутствие каких-либо претензий в связи с такой оригинальной формой отдыха.

– Три года назад сборная Украины достигла пока что наивысшего своего достижения, пробившись в восьмерку сильнейших команд планеты. А ведь начинала свой взлет команда Олега Блохина двумя годами раньше с очень важной ничьей в Дании, аккурат в день вашего рождения. Присутствует некий символизм, не считаете?

– Олег вообще фартовый человек по жизни. Наверное, и тот удачный старт в день моего рождения – в большей степени его профессиональная заслуга. Поэтому не хочу примазываться к чужой славе своими рассуждениями о символизме. Но раз уж коснулись этой темы… Напомню вам один анекдот. Президент клуба заходит в раздевалку и говорит футболистам: “Ребята, у меня сегодня день рождения, и лучшим подарком будет ваша хорошая игра и, естественно, результат”. Встает капитан команды и, виновато улыбаясь, говорит: “А мы вам уже галстук купили”.

Поскольку моим гардеробом занимаюсь я сам, сборной Украины ничего не остается, кроме как радовать меня спортивными достижениями. Вы вспомнили о матче в Копенгагене, а мне больше памятно наше возвращение из Тбилиси годом позже, в ночь с 3 на 4 сентября. В “Борисполе” меня встречали огромным тортом! Но больше всего я был счастлив не являться в тот момент виновником торжества, поскольку настоящими именинниками стали Блохин и его команда, оформившие путевку на мировое первенство.

Такие подарки получать всегда приятно. Еще приятнее понимать, что в эти мгновения радость разделяет вся страна. В этой связи можно вспомнить и феерическую победу над командой России в 1998-м или почетную ничью с чемпионами мира французами, волевую победу над теми же грузинами… Кстати, после поражения от команды Литвы в 1994-м я больше не помню, чтобы национальная команда Украины проигрывала в матчах, совпадавших по календарю с моим днем рождения или “около” него.

Конечно же, на все, что с нами происходит, есть Божья воля. Особенно остро начинаешь ощущать эту вселенскую закономерность, разменяв пятый десяток. Однако в каждой предрешенной судьбе обязательно находится место для личного поступка или авторского текста, который только ты сам можешь сформулировать и произнести в напутствие своим потомкам. Большинству смертных это удается только спустя годы в своих завещаниях уже из потустороннего мира. А иные умудряются расшифровать глубинный смысл побед и поражений еще при жизни. Если бы это зависело от моего желания, я рискнул бы пойти по стопам тех немногих.

– Один из ваших подопечных еще по “Динамо” как-то рассказывал, что однажды вы настоятельно, чуть ли не в приказном порядке, рекомендовали ему: “Если вопрос касается футбола, можешь звонить хоть ночью”. Это правда?

– Это правило не распространяется лишь на отдельных журналистов, которые готовы брать интервью в любое время суток. Тут я позволяю себе держать разумную паузу. А что касается рабочего процесса функционирования огромного футбольного хозяйства страны, то ключевые специалисты национальной федерации действительно находятся со мной в режиме оперативной связи все 24 часа в сутки. Иногда это крайне важно для пользы дела.

– Во сколько вы обычно ложитесь спать?

– Поздно…

– А встаете?

– Рано…

– Как удается при столь нервной и ответственейшей работе поддерживать такую прекрасную физическую форму?

– Спасибо за комплимент. Просто я пытаюсь сбалансировать чрезмерную психологическую нагрузку на мозги, перебрасывая ее и на мышечную систему. Штанга, гантели, динамические тренажеры, бассейн, сауна очень хорошо стимулируют интеллектуальную деятельность и повышают тонус. Таким образом достигаю гармонии тела, ума и души. Пока, слава Богу, получается…

– Вы уж извините, Григорий Михайлович, но без легкого вмешательства в личную жизнь наш разговор накануне юбилея все-таки будет неполноценным. Итак, родились вы в Одессе. Но, если не ошибаюсь, когда вам было два года, семья переехала в далекую Фергану. Как-то ваш отец Михаил Давыдович рассказал занятную историю: при поселении семьи в узбекскую квартиру вы, еще не умея толком говорить, уверенно показывали пальцем, куда заносить чемоданы. Не ушли со двора, пока все вещи не занесли. Выходит, хозяйственная жилка уже тогда была у вас?

– Такие семейные истории в деталях обычно любят рассказывать родители. У них это получается более естественно и хронологически точно. Поэтому, если позволите, я уступлю эту историческую миссию моим любимым маме с папой, у которых, кстати, отличная память и по-прежнему одесское чувство юмора. Они вам такого понарассказывают…

– Свой первый поход на футбол помните?

– На “живой” футбол я впервые попал с дедом, когда мне было два года. И, представьте себе, надолго запомнил каждую секунду того матча на стадионе имени Хрущева – так назывался “Олимпийский”. Мой дедушка, к слову, был почетным членом союзной федерации футбола. А в дом к нам захаживали такие легендарные футбольные люди, как Качалин, Маслов, Старостины и другие мэтры Игры. Я с малых лет дышал этой особой футбольной атмосферой, и постепенно она стала главной средой реализации моих профессиональных интересов и амбиций.

– И кто был кумирами Григория Суркиса?

– Все без исключения именитые знакомые моего деда были для меня тогда кумирами. А поскольку я имел уникальную возможность находиться с ними рядом, у меня не возникало ощущения, что они какие-то недосягаемые звезды. Мой дед в этой компании слыл равным среди равных, и это, наверное, сказалось на формировании стиля моих взаимоотношений с выдающимися мастерами кожаного мяча на многие годы вперед.

– Если не ошибаюсь, вы и сами на футбольное поле выходили. Последний рубеж защищали…

– Место в рамке – это мое давнишнее амплуа. Кстати, именно этот “последний рубеж”, возможно, и воспитал во мне многие сегодняшние качества характера, которые пришлись как нельзя кстати. Я и сейчас, если позволяет время, иногда не прочь проверить себя на ловкость, реакцию, игровую интуицию, прочувствовать упругость газона и непредсказуемость траектории полета мяча. К сожалению, это удается все реже. Футбольные заботы иного уровня и содержания заставляют парировать совсем другие пенальти и вытаскивать из “девятки” принципиально важные для страны штрафные удары.

“Шрам на моем лице – итог студенческих дуэлей”

– Давно известно, с каким трепетом вы относитесь к своим родителям…

– Это святое. Слава Богу, мои родители до сих пор – во главе стола на всех семейных торжествах в кругу детей, внуков и правнуков. В декабре собираемся отметить уже 90-летний юбилей отца, который на семь лет старше мамы. С огромным уважением и благодарностью отношусь к дорогим мне людям, подарившим мне такую многообразную и счастливую жизнь.

– В детстве от отца, небось, доставалось по первое число или вы были послушным сыном?

– У нас с отцом всегда были особые доверительные отношения. Я его уважал и обожал за справедливость и рассудительность. С годами это чувство переросло в настоящую мужскую дружбу. Это стало, наверное, главным результатом его воспитательной философии. Поэтому авторитет папиных советов, невзирая на мой нынешний возраст, по-прежнему очень высок и не подвергается сомнению.

– А шрам на лице, простите, случайно, не итог уличных баталий?

– Это всего лишь следы студенческих дуэлей. Возможно, если бы я был умнее или взрослее, или же взрослее и умнее одновременно, то этой отметины удалось бы тогда избежать. Хотя каждый, наверное, получает от жизни свои уроки…

– Подробнее можно?

– Просто защищал девушку. А дальше как в песне моей юности: их было трое, и был нож… Слава Богу, все обошлось этим шрамом.

– Что больше всего врезалось в вашу память с послевоенных лет?

– Когда соберусь на пенсию, обязательно напишу об этом в своих мемуарах. Пока же думаю о том, каким будет будущее моих детей и внуков.

– Сами в детстве, Григорий Михайлович, кем хотели стать?

– Кем только не мечтал… Но только не президентом ФФУ и не членом Исполкома УЕФА!

– Известно, что вы ярый противник курения. Неужели никогда не пробовали?

– Детские шалости не в счет. А в зрелом возрасте всегда предпочитал здоровый образ жизни. Кстати, до сих пор активно исповедую культ здорового тела. Это очень помогает в работе.

– Вы и к спиртному, насколько известно, равнодушны. Но если все-таки выбирать, чему отдадите предпочтение?

– Все равно предпочту стакан апельсиново-грейпфрутового фрэша…

– А в еде привередливы?

– Культа из еды не делаю, но и не отказываю себе при случае в хорошей кухне. А чтобы получать от пищи истинное удовольствие, стараюсь всегда соблюдать меру.

– Ваши любимая книга, актер, фильм…

– На этот вопрос, скорее, ответят сынишка Славик и мои внуки – пятилетняя Лиза, пятнадцатилетний Леша и годовалый Мишенька, книгам, фильмам и разнообразному досугу которых я стараюсь посвящать все свое свободное время.

– Вы суеверный человек? Почему спрашиваю: несколько лет назад во время одного из футбольных праздников вы не удержались, надели форму и заняли место в воротах. Как итог – серьезная травма, которую вам нанес игрок под 13-м номером.

– Подхожу к этому вопросу по-философски. Например, с апреля 2007 года считаю счастливым число 18. Надеюсь, что таким же будет для всех нас и десятый день декабря 2009-го, когда состоится решающее для формата Евро-2012 заседание Исполкома УЕФА в Португалии. В этом году, например, считаю знаковыми числа, которые делятся на три: три годика исполнилось моему сынишке, тридцать лет супруге, мне стукнуло 60. Отцу будет 90. Кстати, тоже 10 декабря. Это, наверное, первый в его жизни юбилей, на котором я, к сожалению, не смогу присутствовать, так как в это же время на Мадейре придется снова отстаивать принцип паритетного распределения принимающих турнир городов между Украиной и Польшей. Но мой отец – патриот до мозга костей. Он поймет и простит меня за такое исключение из наших семейных правил и традиций.

– Ваша супруга Екатерина – мастер спорта по плаванию. Специально выбирали “комсомолку, спортсменку и просто красавицу”, и как произошло ваше знакомство?

– Это семейная тайна. Главное, что я люблю ее сегодня такой, какой она есть. Но роман с Катюшей завязался точно не в бассейне.

– Это правда, что ваша первая жена и нынешняя при встрече могут разговаривать часами?

– Запросто! Причем увлеченно и заинтересованно. Обе они современные, образованные, интеллигентные и самодостаточные женщины, которые волею судьбы оставили свой след в моей жизни. Я благодарен им за все и уважаю их выбор.

– У вас двое детей: дочь Светлана – бизнесвумен, а сынишке Славику всего три годика. Ваш брат Игорь в интервью “Фактам” обещал, что обязательно сделает из него футболиста…

– С характером моего сына даже родному дяде придется хорошо потрудиться, чтобы убедить Славика стать футболистом. Думаю, у него будет возможность сделать правильный выбор, не только слушая папу с мамой. Примеров для подражания – даже в избытке. А может быть, самыми привлекательными для него окажутся аргументы старшей сестренки Светочки. Я уже не говорю о мудрых советах дедушки с бабушкой и от всей нашей многочисленной родни…

– Внуки не ревнуют дедушку к сынишке?

– Ну что вы… Они воспринимают его как маленького члена своей команды, в которой главенствует принцип один за всех, и все за одного. Кроме того, я сам никогда не даю повода для такой ревности. У меня для каждого из них хватает любви и ласкового слова.

– Свою первую и последнюю встречу с Валерием Лобановским помните?

– Помню нашу принципиально главную встречу, когда мы с Игорем решили вернуть Лобановского из Эмиратов. Тогда в него мало кто верил. Один наш товарищ вообще заявил: “С ума сошли, зачем вам памятник?” Да и сам Валерий Васильевич поначалу отнесся к нам настороженно, с недоверием. Долго не соглашался. Когда я узнал, что он на неделю заглянул в Киев, попросил динамовского администратора Гришу Спектора позвонить ему и сказать: “Наше предложение по-прежнему в силе”. Если бы Валерий Васильевич снова ответил “нет”, мы бы решили больше не возвращаться к этому вопросу. Но Лобановский дал добро на встречу. А когда мы приехали к нему домой на улицу Суворова, там уже сумели обо всем договориться. С этого дня для футбольной Украины начался новый отсчет времени.

– Самый счастливый день в вашей жизни?

– Не уверен, что он уже наступил. Мне исполнилось всего лишь 60.

– А самый грустный?

– Пока Бог миловал…

– Ваш брат рассказывал, что у него вообще нет водителя. Часто вижу за рулем и вас. К примеру, президента УЕФА Мишеля Платини в аэропорт “Борисполь” вы лично доставляли…

– Когда держишь руль в своих руках, чувствуешь себя намного увереннее, безопаснее и ответственнее за тех, кто у тебя за спиной. Наверное, этими же принципами руководствуется и мой брат.

– С Игорем Михайловичем часто ссоритесь и надолго ли?

– С некоторых пор мы с братом придерживаемся железного правила: не доводить дискуссии до состояния кипения, когда они перерастают в примитивные ссоры. Пока что у обоих хватает самоконтроля и трезвого рассудка вовремя погасить чрезмерный пыл футбольных фанатов, ибо только в этой сфере наши позиции могут быть непримиримы.

– Как вы относитесь к животным, есть ли они у вас?

– Придерживаюсь философии Сент-Экзюпери: мы в ответе за тех, кого приручаем. Наш лабрадор Кэми на три года старше Славика. Детвора от него без ума! Они просто неразлучные друзья.

– Свежий анекдот от Григория Суркиса не расскажете?

– В процессе преодоления многочисленных проблем, возникающих на пути подготовки к Евро-2012, честно говоря, не до этого. Сейчас куда актуальнее фраза из старого анекдота: “НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!”

– Что в вашем понимании означает богатый человек?

– Человек, позволяющий себе принимать ответственные решения, независимо от обстоятельств.

– О вашей заветной футбольной мечте, наверное, и спрашивать излишне…

– Один мудрец сказал: “Мечта исполняется посредством веры”. Мои мечтания тоже не витают где-то в облаках, в отвлеченных сферах, а базируются на реальности, на конкретных делах и поступках. При этом моя внутренняя реальность, моя внутренняя вера кому-то может казаться утопией или самообманом. Наверняка вы помните, сколько людей называли Суркиса утопистом или авантюристом, когда мы начинали безнадежную, по их мнению, борьбу за право принять в Украине финал чемпионата Европы по футболу. Но то, что еще лет пять назад казалось недостижимым, сейчас уже выглядит таким осязаемым и правдоподобным.

Теперь я с еще большим оптимизмом верю, что в 2012 году мы организуем один из лучших футбольных турниров в истории Европы. Верю, что в будущем победы наших команд в континентальных и планетарных первенствах, международных клубных соревнованиях перестанут считаться сенсациями. Верю, что футбольная Украина вернется на передовые позиции в мировой элите.

И это вовсе не грезы звездного мечтателя. Для того чтобы выйти на утраченные когда-то рубежи, мы много и упорно работаем. Все ли получается? Наверное, пока еще нет. Но что я знаю совершенно точно – национальный футбол на правильном пути! Мы уже добились многого, мы живем в одном футбольном ритме со всем цивилизованным миром. Главное – не останавливаться на достигнутом.

Источник: Прессинг

Новости партнеров

Комментарии: