Владислав ВАЩУК: «Где «Динамо», которое мы ждем? «Рыхлые» футболисты…»

Бывший защитник киевского “Динамо” Владислав Ващук в интервью Sport Arena TV рассказал о тренерском гении Валерия Лобановского, травлю киевских болельщиков, просмотр в “МайнцеЮргена Клоппа и завершение карьеры в “Волыни” великого и ужасного Виталия Кварцяного.

 

— Владислав, из всей команды 99-года, последнего великого “Динамо“, вы, Шевченко, Ребров, Каладзе — самые публичные люди. Остальные как-то боятся давать интервью, быть публичными, с чем это связано?

— Я думаю, что в их образованности, но не знаю точно. Многие боятся, что что-то не то скажут, будут смеяться с них, нет уверенности в себе, в том, что они сделали все правильно. Надо идти и делать и каждый раз давать интервью. После успешной игры, после не успешной — в больших клубах на это обращают внимание.

 

— Почему забывают легенд? Ваше поколение, команду 1986 года. Потому что не дают интервью?

— Потому что никто никуда не двигается. Все привыкли, что если ты футболист — то должен стать тренером. А если не стал тренером — то стал никем. Вокруг этого все и вертится, они ждут, пока эта востребованность постучится к ним в дверь. Так не бывает. Никто не постучится к тебе и не подаст руки. Все должен делать самостоятельно.

 

— Из вашей команды 99 года, у вас четвертый показатель по подписчикам в соцальных сетях. Выше только у Шевченко, Шовковского и Каладзе. Для вас это важно?

— Нет. Но когда-то я на это обращал внимание.

 

— Вы как считаете, вы популярный?

— По крайней мере, я на виду, я на слуху, люди узнают, говорят. Чем меньше ты появляешься на экране, в прессе — тем быстрее тебя забывают. А попадаешь туда, только когда что-то делаешь. Поэтому я и двигаюсь и своим примером показываю.

 

— Знаю, что у вас очень много проектов, расскажите про парочку из них.

— Та какие проекты. Вообще — создание детской академии, вертикали, на базе университета — это было бы замечательно. В планах это есть. А вообще очень плотно работаю с Китаем. Ездил недавно. Их интересует развитие футбола. Их не интересуют блокчейны и все остальное. То, что я представлял — им интересно. Китай в 2050 году хочет стать чемпионом мира, они все реформы делают, чтобы развивался футбол в стране, Си Цзиньпин очень любит футбол. Параллельно, конечно, развивается экономика, и они понимают, что футбол не зарабатывает, поэтому со всех бизнесов вкладывают в футбол.

 

— А из всей поездки в Китай — что впечатлило больше всего? Что прям сказал “ВАУ”?

— То, что их много. В провинции я был второй по категории. 100 миллионов, 10 миллионов в том городе, где я был. У них объемы большие. В Китае хотят, чтобы в 2021 году в футбол играли 50 миллионов человек. 30 миллионов из них — дети. Масштабно? Они развивают футбол, конечно, есть большая коррупционная составляющая в футболе. Они с этим бороться. Но футбол развивается.

 

— Расскажите историю, как “Манчестер Сити” приглашал вас работать скаутом?

— В “Манчестер Сити” был товарищ мой, он сейчас в “Тоттенхэме” работает. Предложил мне привезти скаута с “Манчестер Сити“. У меня возникла идея — давай сделаем мастер-класс. Вообще супер, отличная идея. Я это быстро организовал. На что у нас очень “много” тренеров отозвалось. На самом деле, очень мало пришли. У нас в Украине как-то к этому не готовы, когда приезжают люди из “Манчестер Сити“. Мы думаем об этом, когда человек уже уехал. Провели раз-два мастер-класс и на ужине вечером он сказал, что хотел бы увидеть меня в “Манчестер Сити“, познакомить меня со своими старшими боссами и предложить работать скаутом по 15-16 летним ребятам.

 

— В Восточной Европе?

— Да

 

— Но вы отказались?

— Я не отказался. Я просто дал понять, что не поехал работать в “Манчестер Сити“, потому что хотел бы здесь построить такую же академию, как в английском клубе. Но это не сильно входило в их планы. Но я все равно иду своим путем.

 

— Какие ощущения у тебя, когда сейчас смотришь матчи “Динамо“? Переживаешь за команду?

— Нет, я просто смотрю. Но я больше обзоры смотрю.

 

— Но ты все равно болеешь за “Динамо“?

— Конечно. Но я не так, как мой друг, у которого давление скачет: “Влад, что это было. Зачем? Почему?”. Говорю: “Расслабься, все будет хорошо”. На сегодняшний момент футбол уже совсем не тот, лет 20 уже, какой должны показывать “Динамо” Киев.

 

— Вы верите, что вернуться результаты?

— Нет. Верить — это значит, что должны быть какие-то предпосылки для этого, что-то должно измениться и поменяться. Действия какие-то. А в последние 5-10 лет только одни скандалы связаны с именем “Динамо“. В Европе такого нет. Раньше мне говорили, что футболистов со скандалами — никто не будет покупать. Потому что их никто не любит и это имидж клуба. А сегодня вокруг “Динамо” очень много скандалов. Пацаны не виноваты, но так происходит.

 

— Что вы думаете про нынешних защитников киевского “Динамо“?

— Вот так вот (показывает гримасу недоумения). Вот такое лицо…

 

— Кто-то из нынешнего “Динамо” смог бы играть в команде Лобановского?

— Как сказал Мирон Богданович: Из нынешнего “Динамо” 2 человека, могли бы сидеть на замене в команде у Лобановского, но не подходить под ту команду, которая будет громить всех в Лиге чемпионов.

 

— Ну и кто?

— Смысла называть нет. Потому что ребята сегодня психологически неустойчивы.

 

— Скажете — загорятся?

— Нет, просто многие сегодня планку для себя снижают, потому что и так востребованы. Ты можешь играть до 30, до 35, но все зависит от того, на каком уровне ты хочешь играть.

 

— Какие у вас отношения с братьями Суркисами?

— С младшим не общаюсь, со старшим общались, поблагодарил его. Но сейчас мы не общаемся.

 

— Вы очень много лет знаете их. Какие они? Очень разные?

— Разные. Старший, я считаю, что в семье он голова. Он все это придумал. С Григорием Суркисом интересно общаться, и когда у меня в жизни был тяжелый период — мы с ними много общались, и он даже чуть на самолет один раз не опоздал. Поэтому, с ним интересно общаться.

 

— Вы не только о футболе говорили?

— Он рассказывал не о футболе. Если выходишь из кабинета — и вокруг футбол, зачем о нем еще и говорить? Смысла нет.

 

— Как вы думаете, будет ли новый Лобановский?

— Нового Лобановского не будет. Валерий Васильевич создал “Динамо“. Рядом с ним выросли люди, которые сегодня боготворят “Динамо“. И я скажу, что 3 “Золотых мяча” в одном клубе и при руководстве одного человека — это не случайность. Это человек бога. Благодаря Лобановскому выросли Суркисы. И все президенты Украины выросли рядом с Лобановским.

 

Тот футбол, в который играло “Динамо” Киев 20 лет назад — при Лобановском — сейчас играет “Ливерпуль“. Как бы не играла “Барселона” — они не смотрят на них, как бы не играли “Манчестер Сити“, они на них не смотрят, а играют в футбол, в который они навязывают сопернику. Они несутся, бьются и создают моменты. Это футбол киевского “Динамо”. А сегодня футбол киевского “Динамо” — это не Испания, не Португалия, это длинные розыгрыши. Нужно нестись, надо создавать моменты, где “Динамо“, которое мы ждем? Ребята должны бегать. А сегодня рыхлые футболисты, которые хотят выиграть у всех, на словах — да, а на практике — нет. Поэтому, всех устраивает, что есть Лига Европы.

 

— В вашей жизни был такой великий тренер, как Лобановский и на контрасте с ним вы поработали с Виталием Кварцяным.

— Это мастер класс, который я себе на год взял. 3 раза он меня пытался убрать из клуба. Первые полгода он подходил и говорил: “Может, ты нефартовый? При тебе “Черноморец” ушел в первую лигу”. То есть, в “Динамо” я играл — и все время нефартовым был? Потом он пытался мне сказать, что я не умею играть в футбол.

 

— Вы рассказывали, что вы сильно ругались, потому что вы раздавали на фланги передачи, а он требовал, чтобы вы “глушили” вперед…

— Не, не “глушил”. Не так. Мы играем, я разворачиваю налево, или вправо. А он кричит: “Ващук, хватит свой динамовский футбол, бей на высокого”. Бей вперед — игра придет. Бей на солнце, навязывай борьбу. У Кварцяного все очень просто: если команда проиграла — ее не кормить, она должна быть злой на следующую игру.

 

— Вы еще рассказывали, что у вас крутое знакомство, вернее просмотр был…И собрал всех в толпу и сказал, кто любит комедии направо, а кто ужастики — налево.

— Он дал клич, собирает команду, появились деньги в клубе. Пришел на вокзал, приехали футболисты, очень много. Они выстроились на перроне. Он говорит: “Кто любит комедии — налево, кто любит ужасы — направо”. Все стали. Он говорит: “Так, комедии — пошли …. А ужасы — за мной. Нафиг мне комедии”.

 

— Вы в принципе, очень важная часть “Динамо” с точки зрения истории в том плане, что вы можно сказать последний либеро в истории клуба.

— Лишь бы не могикан.

 

— Это был момент, когда весь европейский и украинский футбол переходил от либеро к игре в линию. Вам сложно было?

— Я переходил в игру в линию, в позиционный футбол в “Спартаке“. Меня там научили. Очень тяжело. Мы играли с “Ростовом”, проигрывали, а я не понимаю, как играть. Потому что с либеро ты всех страхуешь, а тут играешь в своей зоне. Это совсем другое. Вроде играл на высоком уровне, но все равно — было тяжело. А потом постепенно, постепенно я играл зонной, и меня страховали. Пока сам не разберешься, как играть — тяжело. Ну и плюс сам тренер должен правильно рассказать. Тогда футболист легко воспринимает.

 

Футбол и спорт вне политики?

— Спорт должен быть вне политики. Но сегодня и уже давно — спорт в политике. Спорт и есть политика. Мы смотрим чемпионаты Европы и мира и то, что происходит с УЕФА и ФИФА — это все связано с политикой.

 

— У вас был момент, когда вы были месяц без клуба, и были на просмотре у Клоппа в “Майнце“. Но что-то не вышло?

— Был месяц или больше. Ездил на сборы, было много познавательных вещей, которые объединяют футболистов. Это инструмент, который можно будет применять в будущем, это я взял у Клоппа. Не срослось только то, что они — немецкие клубы — располагают только тем бюджетом, который у них есть. Это у нас мыльный пузырь и все говорят: берем этого и этого. А платить зарплаты не из чего. Ну и задержка 3-4 месяца…

 

Там немножко другое. Если ты потратил деньги и их нет, с тобой не могут подписать контракт. Они вернули своего футболиста, купили за 2,5 миллиона евро, своего же воспитанника из “Вердера“. Извинились, конечно. Но я был очень злой, потому что только потратил время. Но, тем не менее, знакомство было.

 

— Что можете о Клоппе сказать?

— Эмоциональный тренер, хочет, чтобы все четко выполняли поставленную задачу. На тренировках требует, чтобы все отдавались по полной. Он поймал тот нюанс, который придает ему уверенности, и он ее передает футболистам и персоналу, и людям, которые возле клуба. Он объединил весь клуб. Не только команда-семья, но и весь клуб. Все приходят и здороваются со всеми. Уборщица, не уборщица — все работают на клуб. Побеждает весь клуб, все, кто работает. Думаю, что благодаря такой философии он и достиг результата.

 

— Он уже тогда был такой стиляга? Спортивные штанишки, бородка, кепочка?

— Да-да. Он следил за собой. Он с чувством юмора великолепным. Мог и пиво выпить. В этом плане он молодец.

 

— Вы рассказывали, что вы с ним в следующий раз пересеклись на чемпионате мира в 2006 году…

— Нет, это Воронину он сказал, что жалко, что тогда не взяли Ващука. В таком плане. Он просто увидел меня на чемпионате Мира в Германии.

 

— Учитывая то, что вы реально легендаДинамо“, 9 чемпионств — это не слабые показатели, справедливо, что за ваши заслуги перед “Динамо” такая вот агрессия со стороны фанатов.

— Понимаю, что это какие-то проплаченные вещи, которые были интересны каким-то людям. Вот и все.

 

— Но у вас были какие-то попытки предотвратить эту войну с фанатами?

— На тот момент мы играли, фанаты кричали эти вещи, и я им объяснял: “Вы не поддерживаете, я же играю в клубе, я капитан команды, а вы такие вещи кричите. Они плохо влияют на всех”. И Шовковский подходил к ним и другие ребята.

 

— Шовковский, как вы рассказывали, тайно встречался с болельщиками и пытался успокоить.

— У нас была встреча, и мне сказали, чтобы я встал на колени. Ответил: “На какие колени?”. Много болельщиков, даже не видели, как я играю в футбол, они каждый в отдельности говорят разные вещи. Они меня поддерживают. А когда они вместе, один крикнул и все поддержали.

 

— То есть вы как-то абстрагировались от этого?

— Да. Фанаты сделали меня сильнее. Каким-то плохим новостным методом. Сейчас все происходит через медиа-пространство, все пытаются разогнать, разозлить. Ты можешь быть самым замечательным человеком, но может произойти такой вброс, что начнешь оправдываться.

Источник: sportarena.com

Новости партнеров

Комментарии: