Авторское мнение. Смена эпох в украинском футболе

Уже наверняка, без всяких поправок и неожиданностей в сентябре этого года футбольная Украина получит нового президента ФФУ. Подходит к концу целая эпоха в отечественном футболе, ведь за двадцать лет его независимого существования, двенадцать из них< им руководил один человек. Этим человеком был Григорий Михайлович Суркис. Мнения по поводу руководства данным человеком Федерацией Футбола у каждого своё. Кое-кому деятельность Григория Михайловича на посту президента кажется авантюрной, кому-то просто подозрительной, а кое-кто восхищается невероятными достижениями Григория Суркиса во главе ФФУ. Как бы там ни было, но на протяжении двенадцати лет руководства украинским футболом Григорий Михайлович вывел его на совершенно новый уровень, сравнимо с тем, каким он был на момент его первого назначения президентом.

Самые противоречивые впечатления от работы Григория Суркиса на посту президента ФФУ вызывают совмещения должности футбольного чиновника наивысшего ранга с должностью президента и владельца футбольного клуба Динамо. Многие уже и не помнят того времени, когда киевским Динамо руководил нынешний президент ФФУ, но то время, к слову, было одним из самых ярких в истории киевского клуба, и уж точно самым выдающимся временем, в новейшей истории украинского футбола. В Динамо, которым руководил именно Григорий Суркис, возвращался Валерий Лобановский, именно под президентством Григория Михайловича киевский клуб становился одним из лучших в Лиге Чемпионов в конце 90-х годов. В начале 1990-х годов, после развала СССР, Динамо постигала участь таких некогда грозных клубов, как венгерский Ференцварош, шведский Гётеборг или английский Ноттингем Форрест. Лучшие игроки клуба разъехались по Европе, а сама команда «валилась» в еврокубках и национальном чемпионате. В первом сезоне чемпионата Украины Динамо проиграло золото симферопольской Таврии, а в следующем сезоне лишь по дополнительным показателям смогло опередить Днепр.

Ситуацию в корне изменил приход в Динамо нового инвестора и руководителя в лице Григория Михайловича Суркиса в 1993 году. В самые кратчайшие сроки Динамо вновь стало лучшим в Украине и настало время гегемонии киевского клуба во внутренних соревнованиях, вплоть до начала 2000-х годов, когда киевляне обрели своего принципиальнейшего соперника, коим стал донецкий Шахтёр.

Впервые на перекрёстке интересов Григорий Суркис оказался в 1996 году, когда будучи президентом Динамо, параллельно занял должность президента ПФЛ. Вся футбольная общественность Украины была в недоумении, как отдельно взятый президент одного из профессиональных клубов может быть руководителем Профессиональной Футбольной Лиги? Тем не менее, всенародного негодования в то время удалось избежать, ведь народ не знал лучшей альтернативы в украинском футболе ни киевскому Динамо, ни Григорию Суркису. Ситуацию попытались исправить спустя два года, когда Григорий Михайлович перевёл себя на неофициальную должность в Динамо – почётным президентом. Должность неофициальная, посему вопросов о совмещении несовместимых должностей вызывать не должно. Так-то оно так, по закону футбольному совмещения не было, но по законам этики и морали Григорий Суркис попросту пренебрёг общественным мнением и продолжил оставаться у руля Динамо и ПФЛ в одно время.

Негодование со стороны болельщиков и других руководителей клубов ПФЛ продолжало нарастать, но, сравнимо с сегодняшней ситуацией, всё было относительно тихо. Основную долю критики Григорий Суркис стал получать, начиная с августа 2000 года. Оно и не удивительно, ведь оставаясь фактическим владельцем и руководителем Динамо, Суркис стал в довесок ещё и президентом ФФУ. Целых два года новоизбранный президент ФФУ отбивался от нападок соратников, критики оппонентов и, пока ещё, еле слышного негодования болельщиков. Когда же конфликт интересов обещал стать «взрывоопасным», Григорий Суркис официально передал бразды правления в киевском Динамо своему младшему брату Игорю Суркису.

Смена руководства в Динамо младшим братом старшего, оказалась неубедительной, ведь и по сей день Григория Суркиса обвиняют в лоббировании интересов Динамо в украинском футболе и угнетении остальных клубов. Но как бы там ни было, Григорий Суркис, передав Динамо в руки младшего брата, смог всецело сконцентрироваться на развитии украинского футбола. Сменив на посту президента ФФУ Валерия Павловича Пустовойтенко, Григорий Суркис получил «в наследство» футбольную инфраструктуру в украинском футболе времён СССР, устаревшую структуру футбольных соревнований, ведь к 2000 году практически все европейские лиги обособились от своих ПФЛ и перевели свой футбол в элитных дивизионах на коммерческие рельсы в рамках Премьер Лиг, Пример, Серий А и тому подобное. Даже российский футбол, будучи ровесником украинского, был в шаге от создания собственной Премьер Лиги.

Не словом, а делом Григорий Суркис доказал свой высокий профессионализм уже на посту президента ФФУ. В свой актив он может занести назначение главным тренером сборной Украины в 2003 году Олега Блохина, который в итоге вывел Украину в финальную часть Чемпионата Мира, получения права совместно с Польшей провести Евро-2012, благодаря которому мы сегодня имеем реконструированный НСК «Олимпийский» и новенькую «Львов-Арену».

Все двенадцать лет, которые Григорий Михайлович находился на посту президента ФФУ, ему приходилось порой оправдываться, а порой опровергать обвинения своих оппонентов в том или ином обвинении. Но, несмотря на это, Григорий Суркис своими усилиями превратил Украину из посредственной нефутбольной провинции Европы, коим она была в 1990-х, в один из центров футбольной Европы, которым мы стали сегодня. Это ни в коем случае не может считаться преувеличением, ведь именно наш чемпионат входит в десятку лучших чемпионатов Европы, именно в нашей стране проходил последний Чемпионат Европы, именно наша сборная в 2006 году стала пятой на Чемпионате Мира…

Выдвигать свою кандидатуру на четвёртый срок президентства Григорий Михайлович не стал. Возможно, он понимает, что с таким набором оппонентов и недоброжелателей, которые у него сейчас есть, шансы на победу в выборах сводятся к нулю. И сейчас большинство футбольных болельщиков вздохнёт с облегчением: «Наконец-то эра тирании Суркиса в украинском футболе подошла к концу». А вот я опасаюсь за то, чтобы мы не повторили опыт наших соседей в РФС, когда со своего поста, после тринадцати лет руководства ушёл Вячеслав Иванович Колосков. Тогда в России, аналогично нашей сегодняшней ситуации, болельщики, радостно аплодируя уходящему Колоскову ликовали: «Наконец-то! Вот теперь то заживём!». Но взамен получили Виталия Мутко, с его всемирно известными «Лет ми спик фром май харт». А затем Сергея Фурсенко, чей обоюдный вклад в российский футбол даже на 1/10 не превысил вклада одного лишь Вячеслава Колоскова.

Я ни в коем случае не собираюсь призывать общественность к снисходительности к Григорию Суркису, ведь он в этом нисколько не нуждается. Я не собираюсь призывать самого Григория Михайловича Суркиса остаться у руля Федерации, так как уверен, что его решение было тщательно обдумано и проанализировано. На сегодня уже известно, что кандидатов на пост четвёртого президента ФФУ кроме Анатолия Конькова не будет, а посему, скорее всего, именно он и станет новоизбранным президентом в сентябре текущего года. Очевидно, что Коньков идёт на выборы не собственными силами, а при поддержке оппозиции Григория Суркиса. Плохо это или хорошо, покажет лишь время, но мне бы очень не хотелось, чтобы Анатолий Дмитриевич Коньков стал для украинского футбола Виталием Мутко, чьей миссией и самым выдающимся достижением стала фраза «Лет ми спик фром май харт».


Николай САГАЙДАК

Источник: fapl.ru

Новости партнеров

Комментарии: