Марис Верпаковскис: «Хочешь играть в «основе» – будь лучшим в тренировках»

Марис ВЕРПАКОВСКИС

Родился 15 октября 1979 года в Лиепае. Нападающий. Рост – 173 см, вес – 68 кг. Правша. Размер бутс – 41-й.

Профессиональная карьера: «Металлург» Лиепая, «Сконто» Рига, «Динамо» Киев (с декабря 2003 г.). В чемпионате Латвии провел 114 матчей, забил 48 мячей. В чемпионате Украины (по состоянию на 20 мая): 30 матчей, 8 мячей. В еврокубках: 9 матчей, 2 гола.

Трехкратный чемпион Латвии, двукратный обладатель кубка страны. «Спортсмен 2003 года» в Латвии. Чемпион Украины 2003/04.

В сборной Латвии – с 1999 года. На 1 июня 2005 года провел за национальную команду 44 матча, забил 18 голов.

Чтобы стать европейской знаменитостью, нападающему Марису Верпаковскису понадобилось всего два матча, в результате которых сборная Латвии не пустила национальную команду Турции в финальную часть Евро-2004. Два из трех мячей, побывавших тогда в воротах бронзовых призеров последнего мирового первенства, записал на свой счет этот невысокий, юркий и техничный футболист, который вскоре оказался в киевском «Динамо».

КИЕВ ЧЕМ-ТО ПОХОЖ НА РИГУ

Марис сам настаивал на таком варианте продолжения карьеры. «Ему невозможно было отказать, хотя другие клубы предлагали за форварда более значительные суммы, – вспоминал наставник латвийской сборной и рижского «Сконто» Александр Старков. – Время показало, что он сделал правильный выбор».

– Так почему все-таки «Динамо»?спрашиваю у Верпаковскиса.

– Причин несколько. Во-первых, киевляне постоянно выступают в Лиге чемпионов, эта команда пользуется большим авторитетом в Европе. Во-вторых, подкупило отношение со стороны руководства клуба. Президент «Динамо» Игорь Суркис пригласил на переговоры как раз накануне встречи киевлян с миланским «Интером» в Лиге чемпионов, специально прислав за мной в Ригу самолет. Наконец, в-третьих, переезд в Киев не был связан с трудностями адаптации. Менталитет моих земляков достаточно близок к характеру украинцев. К тому же, большинство динамовцев общаются друг с другом на русском.

– Киев не «придавил» вас своим размахом, многолюдностью? Здесь жителей больше, чем во всей Латвии.

– Наоборот, украинская столица мне даже чем-то Ригу напоминает. Уютно, зелено, легко дышится. И народ – открытый, доброжелательный.

– Какие клубы, кроме «Динамо», претендовали на вас?

– Звали в греческий «Олимпиакос», в английские «Портсмут» и «Вулверхэмптон». В двух последних командах побывал на просмотре. Однако ближе всех к подписанию контракта со мной оказались самарские «Крылья Советов».

– А московский «Спартак»? Разве «красно-белые» не хотели видеть вас у себя?

– Я тогда до конца так и не понял. Скорее всего, лиепайский «Металлург» пытался этим трансфером помешать моему переходу в «Сконто», чтобы не усиливать главного конкурента в чемпионате Латвии. Мне «Спартак» импонировал, но кому понравится быть пешкой в чьих-то околофутбольных играх? В общем, пока ситуация оказалась как бы зависшей в воздухе, я принял предложение Александра Старкова – стал игроком «Сконто»…

ФУТБОЛ И ГЕНЕТИКА

Эрудит. Великолепный психолог. Приверженец дисциплины. Человек, фанатично преданный футболу. Так Марис характеризует своего бывшего тренера.

Сам в прошлом прекрасный форвард, Старков хорошо понимал Верпаковскиса, взяв своего подопечного под плотную, почти отеческую опеку. Они оставались после тренировок «Сконто», моделировали игровые ситуации, в которых чаще всего оказывается нападающий, разучивали финты и т.д.

Старков, которому в июле нынешнего года исполнится 50, был одним из лидеров рижской «Даугавы». Он провел в составе этой команды более 300 матчей и забил более ста мячей в первой лиге советского футбола. Повесил бутсы на гвоздь в 1989 году, уехал в Москву, где поступил в высшую школу тренеров. А на смену ему в «Даугаву» из лиепайского «Звейниекса» был приглашен. Илмар Верпаковскис, отец нашего героя.

– Марис, можно сказать, что Ваша увлеченность футболом имеет «генетическое» происхождение?

– Вполне. Отец был скоростным, техничным футболистом. Умел и отдать пас, и забить. Этому и меня с детства учил. Наши первые «матчи» проходили дома, «воротами» становились шкаф или диван. По сути, папа и стал моим первым тренером. В футбольную секцию я попал в пять лет, а когда мне исполнилось 16, мы играли с отцом в одной команде – лиепайской «Балтике». За сезон я заработал с десяток 11-метровых. Отец, слывший признанным пенальтистом, реализовав их, стал в итоге лучшим бомбардиром клуба. И все равно мне доставалось от него больше, чем другим. «Разборы полетов» начинались прямо в раздевалке. Похвала звучала гораздо реже критики. Но критика была всегда конструктивной…

– Футбол в Латвии никогда не был спортом номер один. Интересно, Ваш отец зарабатывал футболом намного меньше, чем, скажем, хоккеист рижского «Динамо» Хелмут Балдерис или баскетболист ВЭФа Валдис Валтерс?

– Не знаю, сколько зарабатывали Балдерис или Валтерс. Но отец, думаю, тоже не жаловался. Правда, таких гонораров, как сейчас у меня, не было.

– Илмару Верпаковскису посчастливилось сыграть в первом официальном матче сборной Латвии после обретения страной независимости. Вы помните ту игру?

– Хорошо помню. Она состоялась 8 апреля 1992 года, наши проиграли в Бухаресте румынам со счетом 0:2, пропустив два мяча уже к 9-й минуте. Отец вышел на замену во втором тайме. Несмотря на поражение, особого разочарования, по-моему, не наблюдалось. Хотя для Верпаковскиса-старшего эта игра стала последней в профессиональной карьере.

– Кто, кроме отца, был Вашим футбольным кумиром?

– Марко ван Бастен и большинство его партнеров по сборной Голландии середины 1980-х годов. В финале чемпионата Европы-88 я даже болел за «оранжевых», а не за сборную СССР. Потом очень переживал, когда ван Бастен получил тяжелую травму, вынудившую его так рано уйти из футбола…

Летом прошлого года Марис Верпаковскис прикоснулся к своей детской мечте, став вместе с партнерами по сборной участником финального турнира Евро-2004 и встретившись там с футболистами Голландии, Германии и Чехии

В «группе смерти» латвийцам, казалось, была уготована незавидная роль мальчиков для битья. Однако чехи с превеликим трудом отыграли гол Верпаковскиса, а победный мяч провели в самом конце игры. Немцам и вовсе не удалось распечатать ворота команды Старкова. И лишь голландцы выиграли убедительно.

ПРЕЗИДЕНТ В РАЗДЕВАЛКЕ

Впрочем, для маленькой Латвии, ставшей второй после России бывшей советской республикой, делегировавшей свою футбольную сборную на главный европейский форум, сама путевка в Португалию была сродни подвигу. Мало кто верил, что прибалты смогут одолеть в стыковых поединках Турцию. Да и занять в группе со Швецией, Польшей и Венгрией второе место, дававшее возможность попасть в плей-офф, было очень непросто…

– В январе 2002 года в одном из интервью Александр Старков говорил, что всерьез думать о финале Евро-2004 для сборной Латвии – авантюра. В какой момент отборочного турнира все изменилось?

– Мы вообще не задумывались о финале! А что натворили, поняли только после окончания ответного стыкового матча с турками. До того просто выходили на каждую игру с задачей максимально выложиться и побороться за три очка.

– Накануне жеребьевки плей-офф сборная Латвии для всех соперников казалась самым желанным соперником, «сдобной булочкой», как выражаются иногда футболисты. «Боже, пошли нам Латвию!» – этот призыв одного из российских интернет-изданий до вас дошел? Не обидно было?

– Задевало немного… Даже осознавая, что наш рейтинг самый низкий среди всех участников плей-офф, мы считали, что не заслуживаем такого отношения. Но, с другой стороны, это, пожалуй, сыграло и свою положительную роль. По поведению турецких игроков было видно, что они заранее записали себя в финалисты. Руки нам подавали перед матчем так, словно огромное одолжение делали. Даже проигрыш в Риге не сбил с них спесь…

– После вашей домашней победы над Турцией раздевалку сборной, впервые в истории латвийского футбола посетила президент страны. Главу государства встречали при параде или уже в душ собирались?

– Может, и собирались. Но полминуты было, чтобы что-то на себя накинуть… Вайра Вике-Фрейберга вроде как в гостях у сборной побывала. А затем, после нашего возвращения из Турции, уже к себе пригласила. Интересно было. Но мне еще и немного неловко. По итогам национального опроса «Человек Европы» я тогда занял первое место, обойдя как раз президента и министра иностранных дел…

– Какой из трех матчей в финальном турнире Евро-2004 Вы считаете самым тяжелым?

– С чехами. Так получилось, что стартовый матч нам пришлось проводить против самой сильной команды в группе и одной из сильнейших на турнире. Да еще в дикую жару. Приятно, что мой гол в той встрече войдет в историю. А вот что победу или хотя бы ничью не удержали, достойно сожаления.

– Зато у немцев очки отобрали. После той встречи наставник сборной Германии Руди Феллер назвал вас Ракетой. А какое прозвище Вы дали бы английскому арбитру Рили, упорно не замечавшему, как Верпаковскивса сбивают в своей штрафной немецкие защитники?

– Думаю, болельщики и пресса в адрес Рили и так достаточно колкостей отпустили, а я – человек незлопамятный. Хотя в тот день, конечно, было обидно. Два стопроцентных 11-метровых английский арбитр не назначил! Если бы такие нарушения в нашей штрафной случились, вряд ли судья пощадил бы сборную Латвии.

– С какими мыслями Вы покидали Португалию?

– С сознанием того, что против любой команды, любых звезд можно и нужно играть, «заводить» себя и заражать партнеров уверенностью в успехе. Уверенность из западных футболистов так и струится. Что и позволяет им побеждать при прочих равных условиях. Нам же этого пока не хватает…

Выводы, сделанные Марисом на чемпионате Европы, безусловно, пригодились ему в играх за свой клуб. Мадридский «Реал», леверкузенский «Байер» и итальянская «Рома», ставшие соперниками киевского «Динамо» в Лиге чемпионов, укомплектованы звездами не хуже иных национальных сборных.

Именно в поединке с грозным «Реалом» Верпаковскис снова размашисто вписал свое имя в историю. На сей раз – как первый латыш, отметившийся голом в самом престижной клубном турнире Европы.

МАРИС + БАЙБА = ПАУЛА

Быстро освоившись в Киеве, завоевав твердое место в динамовской «основе» и став любимцем столичных болельщиков, прошлой осенью Марис регулярно огорчал вратарей команд-соперниц. А затем у «латышского стрелка» случился спад, который совпал с общекомандным игровым и моральным кризисом. Выкарабкивались они тоже вместе.

Впервые после долгого перерыва Верпаковскис напомнил себя прежнего в матче с «Днепром», через несколько дней после того, как супруга Байба подарила ему дочурку.

– Главный тренер «Динамо» Йожеф Сабо связывал спад в Вашей игре с зимней женитьбой…

– Он – бывалый тренер и мудрый человек, имеет право на свою позицию. Впрочем, я не хотел бы ее комментировать. Лучшее средство что-то доказать – это результативная игра. Мне начало сезона всегда дается непросто. Естественно, в неудачах – собственных и командных – мало приятного. Но я не привык опускать руки, всегда руководствуюсь принципом: хочешь играть в «основе» – будь лучшим в тренировках… Наши результаты в конце апреля и в начале мая показали, что кризис остался позади. В этом заслуга всего коллектива – президента клуба, тренерского штаба, футболистов.

– Расскажите вашу с Байбой love story?

– Познакомились когда-то на теннисном корте. Наверное, это тот случай, когда разноименные заряды притягиваются. Наши с Байбой характеры весьма отличаются. Я – спокойный и уравновешенный, она – темпераментная, энергичная. Встречались больше пяти лет, в декабре оформили отношения. А недавно, 25 апреля, нас стало трое. Малышку назвали Паулой…

– Спортсмены – народ суеверный. У Вас есть какие-то предматчевые приметы?

– В день игры не бреюсь, не беру в руки ничего острого и не возвращаюсь назад, если что-то забыл.

– Верите в Бога?

– Да, хожу в церковь. Правда, не так часто, как хотелось бы…

– Вы довольны тем, как складывается Ваша карьера?

– Никогда не надо успокаиваться. Всегда нужно стремиться к большему, чем уже имеешь…

Марис Верпаковскис опровергает ставшие темой анекдотов представления о медлительности прибалтов. Достаточно понаблюдать за его рывками к чужим воротам или увидеть за рулем автомобиля. Эта стремительность на поле, которая сочетается с рассудительностью и серьезностью вне зеленого прямоугольника, позволяет предположить, что карьера 25-летнего форварда еще только набирает высоту. И с тем, как это происходит, повезло и латвийскому, и украинскому футболу.

Источник: sport.com.ua

Новости партнеров

Комментарии: