Автандил КАПАНАДЗЕ: «…Лобановский сказал: «Тернопольская «Нива» – самая сильная команда Украины»

Автандил КАПАНАДЗЕ: "…Лобановский сказал: "Тернопольская "Нива" - самая сильная команда Украины"Если спросить обычного жителя Украины, какие ассоциации вызывают у него грузинские имена Автандил и Тариэл, он вполне может ответить: “Это герои произведения Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”. У футбольных болельщиков есть свой однозначный вариант. Имена братьев Автандила и Тарила Капанадзе настолько громко звучали на всю Украину в 90-ых, что забыть их даже сейчас невозможно. Братья Капанадзе устанавливали разные рекорды и с завидной регулярностью поражали ворота соперников “Темпа” и тернопольской “Нивы”. Более того, я уверен, что в недалеком будущем одну из улиц Тернополя назовут именами легендарных братьев. Ведь то, что они сделали для города, многие политики и руководители не повторят никогда. Что там говорить, даже Андрей Шевченко не всегда успевал догнать грузинских бомбардиров в гонке голеадоров. Сейчас Капанадзе живут на расстоянии 2 тысяч километров от почти родного Тернополя. Корреспондент ПРО ФУТБОЛ-а разыскал братьев. Представляем вашему вниманию интервью футбольного романтика Автандила Капанадзе, который легко и непринужденно, как и на футбольном поле, поведал о своей незабываемой карьере.

 

“Украинский язык невозможно забыть”

 

– Как поживаете, Автандил?

– Спасибо, все хорошо. Живу сейчас в Нижнем Новгороде. Здесь работаю. Любимое дело не бросил – в футбольной школе тренирую детей. Решал, стоит ли ехать с Украины. Взвешивал, что делать – оставаться в Тернополе или ехать в Нижний… Выбрал второй вариант. Кстати, мой сын родился в Шепетовке, а дочь в Тернополе.

– Об Украине не забываете?

– Что вы… Постоянно интересуюсь, как дела в стране. У меня кабельное телевиденье – вот, смотрю постоянно украинские каналы. В курсе всех футбольных событий. Слежу за чемпионатом благодаря каналам “2+2” и “Украина”. Тем более, раз в год приезжаю в Украину – к родственникам жены.

– Украинский язык помните?

– У меня постоянно украинские телеканалы включены. Даже сейчас, когда не один год прошел, украинский язык хорошо понимаю. К тому же его невозможно забыть.

 

“Перелом и дисквалификация в Ворошиловграде”

 

Как так случилось, что Вы и Ваш брат-близнец Тариэл начали заниматься футболом? Не обошлось без участия отца?

– Да, это его заслуга в том, что сыновья стали футболистами. Именно он нас привел в футбольную секцию. Мы с братом все детство провели с мячом – постоянно играли в футбол с утра и до вечера.

– Если представить, что футболом занимались бы только Вы, без Тариэла, насколько сильно изменился бы Ваш футбольный путь?

– Даже сложно представить, что бы я делал без него. Мы постоянно были вместе – с времен выступления в детских командах и до конца карьеры.

– Был ли случай, когда Вы разлучались и играли в разных командах?

– Такое случалось только однажды. Мы играли в тбилисском “Локомотиве”, но со временем Тариэла пригласили в другой тбилисский клуб – “Динамо”. Брат откликнулся на предложение Нодара Ахалкаци. Он играл за дубль, но уже должен был дебютировать в главной команде. В тот момент произошла смена тренеров – вместо Ахалкаци команду принял Давид Кипиани. Новый тренер это всегда новые игроки, свое виденье игры команды.

– Существует ли между Вами своеобразная братская магия?

– Имеете в виду, подсознательная связь на расстоянии? Да, есть что-то в этом роде. Особенно это чувствовалось на поле. Мы с пеленок вместе. Я всегда знал, где находится на поле Тариэл, куда отдать пас. Он тоже предугадывал мои следующие шаги.

– После нескольких сезонов в тбилисском “Локомотиве” Вам выпала возможность поиграть в “Гурии” из Ланчхути. Но футболку “Гурии” Вы надевали всего пару раз. В частности, в матче с “Зенитом” Олега Саленко и с “Днепром”, который готовился стать чемпионом…

– В этой команде мы провели не так много матчей. Хотя воспоминания только хорошие. Там я подружился с хорошо знакомым украинским болельщикам Виктором Хлусом. Следующей нашей с Тариэлом командой стало тбилисское “Торпедо”. Но здесь нас преследовало невезение – в Ворошиловграде я сломал руку в матче с “Зарей”, а Тариэла удалили, а потом дисквалифицировали на 10 матчей. Далее в нашей карьере был Рустави. Стоит отметить, что на тот момент у меня в активе уже была товарищеская игра в составе сборной Грузии.

 

“В “Темпе” была прекрасная атмосфера”

 

– Каким образом Вы оказались в Украине?

– Все случилось благодаря Александру Чивадзе. Он сказал, что есть вариант трудоустройства. Нас отправилось в путешествие сразу шестеро. В Шепетовке как раз создавали боеспособную команду. Местный бизнесмен Джумбер Нишнианидзе задумал своеобразный проект. Его можно считать первооткрывателем в этом деле. Шепетовский “Темп” очень неплохо начал свой футбольный путь и уже играл в Высшей лиге. К сожалению, в конце марта, Джумбера не стало…

– О шепетовском бизнесмене ходит много историй. Что о нем помните?

– Во-первых, он мой родственник. Я женат на дочери его родного брата. Они вместе строили футбольную команду. Мы иногда созванивались. Знаю, что Джумбер лежал в крымской больнице. У него был сахарный диабет. Отец моей жены ездил к нему в больницу. Спасти Джумбера не удалось.

– Благодаря успешному руководителю состав у “Темпа” был очень интересным – Олег Колесов, Георгий Чихрадзе, Арсен Аваков, Георгий Кондратьев, Сергей Скаченко…

– Действительно, каждый из футболистов был профессионалом. Да и с тренером повезло. Леонид Ткаченко сумел построить неплохую команду.

– Команда была распределена на автономные группировки – местные футболисты, грузины, другие легионеры?

– Добавьте сюда еще ребят из Харькова, которые пришли с Ткаченко. Но должен сказать – не припомню никаких конфликтов. Мы были монолитным коллективом, и внутри команды царила прекрасная атмосфера.

 

“Представьте себе 10 украинцев в грузинской команде”

 

– Наверное, Вы даже сейчас помните тот матч 20-тилетней давности. Киевское “Динамо” приехало в Шепетовку и победило 1:0. Если учитывать тот факт, что на стадионе собралось 20000 зрителей, то получается, что каждый второй житель города был на матче(в Шепетовке живет чуть меньше 50000 человек)…

– Конечно, помню. Стадион у нас был маленький, поэтому люди расположились даже там, где не было сидячих мест. Казалось, они были везде. При такой поддержке было легко играть. Стоит отметить, что люди съехались на футбол с других городов и поселков. Отмечу, что для меня более памятным является матч против “Динамо”, когда я выступал уже в Тернополе.

– Совсем скоро “Темп” обыграл “Шахтер” со счетом 3:1. В следующем матче Вы отличились в ворота “оранжево-черных”. Следя сейчас за выступлениями донецкой команды, осознаете значимость тех побед и голов?

– Конечно. “Шахтер” уже тогда был сильной командой, но сейчас он стал еще сильнее. У “горняков” высококлассные легионеры. За их игрой приятно наблюдать.

– В 1995 году команду возглавил Ваш земляк Реваз Дзодзуашвили. Вместе с ним в Шепетовку приехала дюжина его соотечественников. В матче против “Волыни” в составе “Темпа” вышло 10 футболистов с грузинским паспортом. Вы учили русский/украинский или местные футболисты учили грузинский?

– Реваза я знал еще раньше. Конечно хорошо, когда в команде играют твои соотечественники. Но зачем было привозить столько грузин. Некоторые новички действительно неплохо играли, но были и случайные пассажиры. Для чего приглашать легионеров, если они ничем не сильнее. Можете себе представить 10 украинцев в грузинской команде?

– В итоге “Темп” развалился из-за нехватки денег?

– Нишнианидзе не мог постоянно поддерживать команду из собственного кармана. Городские власти вообще не помогали. Джумбер, как мог, развивал инфраструктуру. Мы базу свою имели в километрах семи от Шепетовки, но этого было мало. Поэтому “Темп” не удержался на плаву.

– Из Шепетовки Вы уехали в Тернополь. Были другие варианты продолжения карьеры?

– В Виннице интересовались, но все осталось на уровне разговоров.

 

“Обыграли почти сборную Украины”

 

– Итак, тернопольская “Нива”. Эта команда стала для Капанадзе командой всей жизни, а Капанадзе оказались для “Нивы” самой яркой страницей в истории…

– Могу сказать, что я был абсолютно счастлив в Тернополе. Команда, город, болельщики… Все сошлось воедино.

– Состав у Вас был знатный: Кураев, Бискуп, Турянский, Демянчук, Рудницкий…

– Действительно громкие имена. Не забывайте о тренере Игоре Яворском. Кстати, года два назад я приезжал в Тернополь и виделся с обоими Игорями – Яворским и Бискупом.

– Вы вспоминали о матче тернополян против “Динамо”. Апрель 1997 года вошел в историю местного футбола – “Динамо” под руководством Валерия Лобановского проиграло в Тернополе со счетом 1:0, а единственный мяч в ворота Александра Шовковского забили именно Вы…

– Кажется, в ворота “Динамо” я забил 6 голов. Помню, был ужасный дождь и поле превратилось в болото. Через несколько дней после матча сборная Украины играла против немцев почти тем же составом, который играл против “Нивы” в футболках “Динамо” (сразу 8 игроков, которые играли в Тернополе, вышли в старте бременского матча – прим.авт.). Передачу мне отдал Сергей Турянский. Он атлетичный, фактурный футболист. После игры Лобановского спросили, какие у него впечатления. На что Валерий Васильевич ответил: “Мы проиграли самой сильной команде Украины”(смеется).

– Вы очень много забивали, но делали это с необъяснимой простотой. Был даже такой период, когда Ваша фамилия зажигалась на табло, как автора гола, в 6 матчах подряд…

– Да, помню те времена. Хорошо все складывалось и для меня, и для команды. Открою маленький секрет – я пришел в “Ниву” крайним полузащитником! Но травмировался и уехал на несколько дней из Тернополя. Когда восстановился, главный тренер Игорь Яворский поставил меня в нападение, на один матч, поменяв Сергея Шищенко. Кажется, это был выездной матч с “ЦСКА”, в котором я отличился. Далее все пошло своим чередом. Кстати, мой брат Тариэл ну никак не мог играть впереди. Не получалось у него. Пас может хороший отдать, прострелить, а в атаке ничего не выходит.

– Волей случая Вы оказались на своем месте и в своей тарелке…

– Именно таким же образом все могло поменяться. Другой главный тренер Игорь Юрченко не видел меня на острие и вернул в полузащиту. Когда несколько матчей все шло не так, как хотелось, тренер возвращал меня обратно в атаку.

 

“Тернопольская милиция меня прощала”

 

Автандил КАПАНАДЗЕ: "…Лобановский сказал: "Тернопольская "Нива" - самая сильная команда Украины"– Во времена выступлений в Тернополе, по улице Вам, наверное, пройти было сложно…

– Да, люди узнавали. Очень часто это помогало в неприятностях с ГАИ. Когда милиционеры узнавали меня, то тут же отпускали. Всякое было – “под знак ездил”, водительские права забывал – все прощали(смеется). Даже, когда на границе с Россией был, пограничники узнали.

– Предложения от других команд не кружили голову?

– Ходили разговоры о заинтересованности Буряка, слышал об интересе со стороны Сабо. Но здесь было две причины – я был уже не молодой, и желания что-то кардинально менять не было.

– Несмотря на свой немолодой возраст, Вы постоянно лидировали в гонке лучших бомбардиров Чемпионата Украины и состязались с Сергеем Ребровым и Андреем Шевченко…

– Это великие футболисты. Действительно классные игроки, которые подтверждали свой уровень, выступая в Европе.

– Украинские защитники сильно по ногам били?

– Не без этого. Очень сложно было играть против донецких и киевских защитников – всегда габаритные, цепкие, жесткие. Отмечу Каладзе и Ващука. Сложно было против них играть.

 

“На тернопольском стадионе знаю каждую кочку”.

 

– Самый любимый стадион, на котором играли в Украине?

– Конечно же, тернопольский. Потому, что родной, болельщики свои. Их поддержка всегда помогала. Хоть мы тренировались в селе Великие Гаи, возле Тернополя, но могу с уверенностью сказать, что знаю каждую кочку на городском стадионе. Недавно был там. Молодцы, реконструировали его.

– Если в Шепетовке командой руководил Нишнианидзе, то кто был владельцем “Нивы”?

– Сначала президентом был Владимир Коваль. Потом командой руководил Владимир Мариновский. Было определенное время, когда президентом клуба был Александр Кривой. Кстати, Мариновский дружил с двумя бизнесменами – Русланом Изорией, который потом стал вице-президентом и Автандилом Мдинарадзе. Стоит отметить, что они даже не знали, где находится стадион в Тернополе. Но пришли на одну нашу игру, и им понравилось. С тех пор Изория и Мдинарадзе руководят “Нивой”. Но разница с Нишнианидзе в том, что тернопольские бизнесмены тратят деньги не из своего кармана.

– “Ниве” часто доставалось от судей?

– Да, всякое было. Конкретно матч не вспомню, но разные ситуации были – там штрафной свиснет, там пенальти. Кстати, на востоке страны, когда мы приезжали, нас называли “Бэндэрами”. В этом слове ничего плохого нет. Хоть я и не совсем бандеровец, но воспринимал это позитивно.

– Вы следите за украинским чемпионатом. Что скажете о нем?

– Уровень, конечно, вырос. По сравнению с теми временами, когда я играл, появилось очень много легионеров. “Шахтер” показывает очень интересный футбол. Не совсем понимаю, чего хочет “Динамо”. Какой-то рваный темп у них. Может, от Олега Блохина передается нервозность. Нравится Ярмоленко, но пока ему далеко до сравнения с звездами. Тот же Идейе проигрывает Реброву или Шевченко. Нужно что-то менять. Неплохо получается у “Металлиста”. Очень странно играют “Карпаты”. Еще надеюсь, что “Нива” выйдет в Первую лигу.

– Спасибо большое за откровенность и интересный разговор…

– Пользуясь случаем, хотел бы передать большой привет украинским болельщикам, всем тем, кто меня помнит. Желаю, чтобы украинский футбол процветал и Ваши любимые команды завоевывали все возможные кубки.

Источник: ПРО ФУТБОЛ

Новости партнеров

Комментарии: